87-летний актер заявил о своем решении покинуть пост худрука Театра сатиры. Но и на пенсии сидеть он не намерен - собирается участвовать в жизни труппы, выходить на сцену. И уже стал первым кандидатом на роль героя-любовника!
Александр Ширвиндт еще в прошлом году собирался распрощаться с креслом руководителя Театра сатиры. Тогда мэтра уговорили остаться, и он продолжил тянуть лямку, несмотря на плохое самочувствие: несколько раз за последнее время Ширвиндт оказывался в больнице. И начало сезона встретил там же... Как только выписался, сразу и сообщил, что уходит:
«Во избежание уже возникших кривотолков и домыслов спешу сообщить, что ровно 20 лет и 7 месяцев назад я по просьбе труппы и с благословения мэрии взялся везти этот воз, который и везу. Поскольку лимит все-таки ограничен, 87 лет обнулить невозможно, я благодарю всех за долготерпение и покидаю должность. Конечно, мечтается еще появиться на родной сцене в вертикальном положении, но это зависит от боженьки и родного департамента (культуры Москвы), который ищет варианты моего дальнейшего сотрудничества с театром».
На это заявление откликнулся даже Кремль, мнение которого выразил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков:
- Конечно, (относимся) с сожалением, но время идет... И, конечно же, понятно, что Ширвиндт много-много лет этот театр возглавлял, понятно, что он устал.
- Сейчас всех в Москве волнует судьба Театра сатиры, - говорит режиссер Андрей Житинкин. - И меня судьба этого театра волнует, я там пять спектаклей поставил. Конечно, Александр Анатольевич, взвалив после Валентина Плучека Сатиру на себя, долгие годы мужественно нес весь организационный груз. Нес безропотно. Но уже давно начал размышлять о том, чтобы уйти с поста худрука. Мы как-то разговаривали на эту тему. И он очень боялся ситуации, которая возникла с Галиной Борисовной Волчек, руководившей «Современником» даже тогда, когда сильно болела и передвигалась в кресле-каталке. Ширвиндту не хотелось быть таким худруком на кресле-каталке. Знаю, что он уже этим летом стал задумываться о преемнике. И он не просто задумывался, а действительно все подготовил к своему уходу. Причем Ширвиндт умышленно объявил о сложении с себя полномочий именно сейчас, когда сезон уже начался и в труппе можно обсудить, «проговорить» кандидатуру нового худрука. А то ведь у нас кадровые перестановки случаются обычно так: сезон закончился, актеры ушли в отпуска и руководство меняется как бы втихаря. Александр Анатольевич этого не допустил. Он все сделал открыто и публично. И сумел избежать скандала, какого-то раскола, как это мы наблюдали в других театрах. У Ширвиндта скандала не будет!
Очень хорошо, что сам он при этом не собирается уходить совсем. Он хочет остаться с Сатирой. А вот в каком статусе - пока решается. Сам Александр Анатольевич признавался, что хотел бы выходить на сцену как актер, чего давно уже не делал. И на это у него хватит сил и здоровья! Он говорил, что уверен в этом.
- Но ведь на руководство здоровья уже не хватает.
- Дело в том, что в пандемию в сфере культуры стало все очень сложно и в финансовом, и в организационном отношении. И тут, наверное, нужна другая, более молодая энергия. Ширвиндту стало тяжело все тащить. Помню, с каким мужеством он рассказывал мне о решении различных хозяйственных вопросов... Я все это вообще знаю изнутри, потому что сам был худруком Театра на Малой Бронной. И на этой должности человек только треть всего времени занимается творческими вопросами. Еще какую-то часть рабочих часов он посвящает кадровым вопросам. А все остальное время отнимают хозяйственные проблемы: кому заказать дизайн афиш и печать программок, где достать краску для холла, как обновить буфет и отремонтировать туалеты... Да-да, туалетами тоже занимается худрук! И когда все это наваливалось на Ширвиндта, он грустил. Потому что ему, как актеру, хотелось играть. Но когда?!
- Теперь-то у него будет такая возможность. И у вас вроде бы уже есть для него роль?
- Да, мы с ним обсуждали одну роль... Мне всегда было очень обидно, что Ширвиндт перестал играть. И я ему предложил сыграть старого Казанову. Мало кто знает, что, достигнув пожилого возраста, Казанова стал библиотекарем. Он сидел в замке у одного графа, перебирал старые манускрипты и вспоминал свои любовные подвиги. Даже мемуары написал. И вот задумка такая: Ширвиндт сыграет Казанову-библиотекаря в старости, который будет вспоминать свою жизнь. А в сценах-воспоминаниях Казанову будет, конечно, играть молодой актер. Я озвучил эту идею Александру Анатольевичу уже давно, она ему понравилась. Но мы не могли ее реализовать, пока он был худруком. Ему некогда было бы даже репетировать! Но сейчас, если он вернется к актерской деятельности, все это можно было бы еще раз обсудить и воплотить. Потому что появление Ширвиндта на сцене - это было бы для зрителя шикарным подарком. Ведь его очень любят.
Лидия Мезина.
Фото из архива
А. Ширвиндта.