Театр
25381 | 0

Наталья Васильева: «Мужа к Гундаревой не ревную»

Наталья Васильева: «Мужа к Гундаревой не ревную»
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Народный артист России Михаил Филиппов отметил 70-летие, а Театр им. Маяковского открыл 95-й сезон.

Оба эти события имеют самое непосредственное отношение к Наталье Филипповой. Михаил Иванович - ее супруг, а служат они вместе в «Маяковке» ...

«ОНА БЫЛА СУПЕРПРОФЕССИОНАЛ, МОЩНЕЙШАЯ ЛИЧНОСТЬ»

- Наталья, ваш супруг был женат многие годы на Наталье Гундаревой, до ее ухода в 2005-м. Не ревнуете мужа к прошлому?

- Никакой ревности. Как говорит одна моя приятельница, надо уметь перелистывать страницы и жить дальше. Да и не может быть ревности к такой женщине. Наталья Георгиевна была суперпрофессионал, мощнейшая личность. Очень внимательная к тем, кто рядом.

Вспоминается случай: у одного молодого актера украли деньги, и Наталья Георгиевна, понимая, что ему буквально не на что будет жить, отдала свои, настояла, чтобы взял. Критерий оценки коллег для нее был один: как ты относишься к театру. Если ответственный, честный в своей профессии, она уважала и принимала таких людей и артистов.

И Михаил Иванович - человек очень порядочный, внимательный, сострадательный, ответственный. Пообещал - сделает. Никогда не устраняется от чужих проблем, многим людям помогает. Но никогда этого не афиширует.

- Как вы отпраздновали его 70-летие?

- Саму дату отметили семейным ужином в Италии в компании наших друзей. А по возвращении в Москву - спектаклями. Один из них - по книге стихов Михаила Ивановича: история их отношений с Натальей Гундаревой, а бард Сергей Деревянко написал музыку.

По сюжету женщина и мужчина встретились - и возникает разговор, диалог. Я видела этот спектакль, мне он показался интересным. Зрители в зале плакали.

«МНОГО ОШИБОК ДОПУСТИЛА»

- Первые годы брака с Филипповым злые языки многое о вас болтали. Но, несмотря ни на что, вы вместе почти уже восемь лет. Взгляды на семью поменялись за это время?

- Нет, какими были, такими и остались. Семья - это мир, покой, уют. Хотя я могу повысить голос на эмоциях. Муж тут же шутит: мол, это в тебе Козляева Горка говорит...

- Что?

- В детстве каждое лето ездила отдыхать к родственникам в деревню Козляева Горка в Новгородской области. Моя тетя Шура, простая русская женщина, держала хозяйство - три коровы, поросята.

В деревнях в простых семьях бывают несдержанны: тетя Шура могла накричать на своего мужа дядю Васю. А в Мишиной семье повышать голос было не принято в принципе. Поэтому, если скатываюсь на эмоции, муж улыбается: «Ну вот, пошла Козляева Горка». И я тут же затихаю. (Улыбается.)

- Дома о работе говорите?

- Мы не репетируем друг с другом, у нас нет совместных постановок. Можем поделиться мнением о спектакле: понравился или нет, какие вызвал ощущения. Но, допустим, стихи спектакля «Кофе на ночь» мне настолько понравились (я засыпала и просыпалась с ними), что хотела, чтобы Миша их тоже послушал, и читала ему.

- Наталья, а понятие «счастье» для вас поменялось с годами?

- Раньше себя обманывала. Думала, счастье в карьере, в успехе, в популярности. Сейчас понимаю: не в этом, а в общении с любимыми людьми. Заниматься творчеством, быть цельным человеком...

Честно говоря, завидую людям, которые говорят: если б дали вторую жизнь - жил бы так же, как и эту. А я бы очень многое изменила в своем прошлом! Прежде всего в отношениях с людьми. Была бы более внимательной к самым близким. Мало любви давала я своим родителям, которых, к сожалению, уже нет на свете. Неслась за мнимыми иллюзиями, казалось, что это настоящее. Целостности не было. Много ошибок допустила из-за эгоизма: себе, для себя...

СПРАВКА

Наталья Васильева снялась в нескольких сериалах («Папины дочки», «Общая терапия - 2», «Батюшка» и др.). Служит в Театре им. Маяковского, где принимает участие в трех спектаклях: «На траве двора», «Я была в доме и ждала, чтобы дождь пришел» … А о третьем разговор особый. «Кофе на ночь» - очень необычный спектакль, поэтический. На сцене не актеры, а современные поэты-женщины, которые читают свои стихи...

- Я тоже читаю стихи в этом спектакле и, как мне кажется, дирижирую этим маленьким «оркестром» в режиссуре идейного вдохновителя постановки Елены Тарасовой, - рассказывает Наталья. - Этот спектакль особенно хорош вот чем: ты иногда смотришь на проблему, она кажется тебе тяжелой, нерешаемой. А поэт все преобразует в красивую форму: читаешь - и на душе легче.

Могу сказать, что поэзия становится все более популярным жанром у зрителей. И конечно, стихи потрясающие! Исаева, Аркатова, Иванова-Верховская, Логвина - лучшие современные поэты. Находиться с ними на сцене, читать самой и слушать их исполнение - это прекрасно!

«ГОНЧАРОВ МОГ НАКРИЧАТЬ, НО ЛИЧНОСТЬЮ БЫЛ КОЛОССАЛЬНОЙ»

- В театре вы начинали у легендарного Андрея Гончарова - мастера с очень непростым характером. Тяжело было с ним работать?

- Непросто. Очень хорошо помню, как актер Николай Николаевич Волков как режиссер решил поставить спектакль «Событие» по Набокову. Пригласил играть меня и моего однокурсника Сергея Юшкевича, мы долго репетировали. Но генеральный прогон прошел под крик и ор Андрея Александровича - ему постановка категорически не понравилась.

Это было 7 марта 1994 года, до сих пор помню. Для меня был страшнейший слом, удар по самооценке. Гончаров всегда много кричал. Мог обозвать актрису: «Что ты как лошадь?!», «Неповоротливая, не то делаешь». Или: «Где эта сволочь?!» - так «приглашал на разговор» кого-то из артистов.

С ним не было просто. Но когда ему нравился спектакль или игра артиста, он смеялся, порой очень громко, тер ладони... Он, конечно, был личностью колоссальной! Каких собрал актеров в своем театре - Джигарханян, Гундарева, Немоляева, Филиппов, Костолевский, Виторган, Алла Балтер... Он коллекционировал таланты.

А своими криками, нелестными эпитетами, как понимаю сейчас, провоцировал на эмоции, на энергию, на действие. Все талантливое зарождалось в противостоянии. А у Гончарова был один критерий отношения к артисту - талант.

- Вы играете и в кино. А часто отказываетесь от съемок?

- Все просто: если материал интересный - соглашаюсь, неинтересный - отказываюсь. Но как-то была поучительная история. Мне прислали сценарий, я начала читать: предстояло играть воспитательницу детского сада. Вроде бы прекрасная женщина, любит детей. Почему бы не сыграть?

Стала сниматься. И тут в процессе съемок выясняется, что героиня из милой воспитательницы превращается в жуткую убийцу. Я ведь не дочитала сценарий до конца! А отказаться от съемок уже не могла, был подписан контракт. С тех пор читаю сценарии от корки до корки!

Виктория Катаева.

Фото из личного архива

Н. Васильевой,

PERSONA STARS,

Г. Усоева.

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.