А как вам «аномальная» смесь писателя Франца Кафки и американского сценариста оскароносца Чарли Кауфмана? Признаюсь, впечатляюще и очень дерзко.
Скворцов главный режиссер драматического театра «Человек» смело взялся перенести на сцену не самых простых, мягко говоря, авторов и их необузданных героев. Сотворил, действительно что-то «аномальное», а именно спектакль - галлюцинацию «Аномальная Лиза».
Отдадим должное режиссеру, не каждый, далеко не каждый в наше время — время простых форматов подачи литературного материала зрителю, решится предложить публике Кафку и Кауфмана в свежем миксе. Кафка, чьи произведения стали символом абсурдности окружающего мира и Кауфман — абсурдист похлеще Кафки. Если веритьтому, что образ мыслей автора пьесы все равно накладывает отпечаток на конечный результат — спектакль, то можно констатировать, что Кафка с Кауфманом сыграли злую шутку с главным героем спектакля «Аномальная Лиза».
В первоисточниках так много глубоких мыслей, важных и удивительно современных, что вполне объяснимо желание режиссера рассказать обо всем. Действие периодически «провисает», как во сне перед глазами героя и зрителей события, которые сформировали фобии, черты характера, специфику восприятия реальности самого персонажа. Мы видим его стремление к «нормальности», к простым человеческим радостям в простых вещах и чаще видим крах этих надежд. Главный герой – Майкл Стоун неприкаян, отвергнут и прежде всего самим собой. В интершуме одинаковых лиц и голосов он жил всегда и привык к этому недугу, но на секунду мы поверим, что всё не так уж плохо и история может иметь хэппи энд.
Отдельно поражает работа технической группы театра. Сцену самого маленького театра страны «растянули» с помощью новых технологических приёмов и виртуальных декораций, а также необычных аудиоэффектов. В какой-то момент зритель уже видит пространство глазами героя и ужасается – неужели герой каждый день живёт в таком напряжении и испытывает такое глубокое одиночество?
Что касается актерских работ: интересно ведет свою роль Анатолий Кот — на нерве, безусловно трогая зрителя. Его роль погружение внутрь героя, пульс и сердцебиение постановки, тогда как яркая роль Феликса Мурзабекова настоящий праздник для зрителя и невероятные перевоплощения, которые удаются молодому артисту не вылезая из одного и того же черного комбинезона. Он в секунду становится, то истеричной «бывшей» Майкла, то отвратительным портье в отеле, то пошлой двухметровой красоткой и т.д. Его образы – это юмор, голос спектакля и многоликая бездна всех «других» и посторонних.
Резюмируя, хочется отметить, что эта попытка режиссера Скворцова смешать два абсурда стала свежим глотком. Гигантское действие и актуальная идея на крошечной сцене театра «Человек».
Алексей Вищец.
Фото предоставлено
пиар-службой театра.