Да, вопросы личного характера в этой истории пока превалируют. Но уже раздаются и другие. Например, такой: хорошо это или плохо, что ведущие московские театры возглавляют люди, скажем так, очень уважаемого возраста?
- Это огромная проблема, и я об этом постоянно говорю, - поделился с «МН» актер и первый заместитель председателя Союза театральных деятелей Евгений Стеблов. - На эту тему беседовал даже с нашим премьер-министром Дмитрием Медведевым.
Самое главное - это отсутствие системы подготовки соответствующих кадров. Раньше выпускники режиссерских факультетов проходили стажировку, то есть получали практику в столичных театрах. Потом - места руководителей в региональных, а набравшись опыта, возвращались в Москву.
Сейчас такой системы нет, и нет кадрового резерва. А все назначения авангардных худруков заканчивались очень печально - не буду сейчас называть конкретные фамилии, они всем известны. Вот поэтому мы и имеем то, что имеем. И, наверное, поэтому сейчас вокруг пожилого худрука, явно не очень хорошо себя чувствующего, и разгораются вот такие не очень хорошие истории.
Тема очень деликатная, и я не могу занимать чью-то сторону. И у Виталины есть своя правда, и, наверное, у Армена. Но история не красит ни того ни другого.
Согласен со Стебловым и Станислав Садальский. То, что происходит в российском театре, актер, в свойственной ему манере, характеризует тремя словами - «ужас, ужас, ужас».
- Главное правило Станиславского - обновление театра через каждые семь лет. А у нас худруки сидят на своих местах годами, если не веками. Поэтому в театрах одна сплошная рутина, и все там только и думают о том, как бы хапнуть, хапнуть, хапнуть, - категоричен Садальский.
А вот Наталья Селезнева считает, что не возраст определяет, может человек возглавлять театр или нет:
- Например, великий Плучек поставил «Укрощение строптивой» в 90 лет. И что это был за спектакль? Выдающийся! Есть ли сегодня подобные примеры? Вы знаете, я настолько устала от проблем, - говорит актриса, - и от своих, и от проблем своих близких, что в театр иду просто расслабиться, отдохнуть, похохотать.
Могу сказать, что огромное удовольствие я получила от спектакля «Амстердам» в театре «Современник». Прекрасный, изумительный спектакль! Режиссер-постановщик - Сергей Газаров, которому всего-то чуть за 60. Но возглавляет-то театр Галина Волчек! И, как подтверждает время, делает это весьма успешно.
А ректор ГИТИСа Григорий Заславский расставил все точки над «i».
- 90-е годы оказались полностью потерянными для российского театра, - говорит он. - По разным причинам кадров достойных не вырастили, и поэтому и Табаков, и Захаров, и Волчек, и многие другие буквально грудью закрывают вот эту страшную брешь. Но как раз сегодня Министерство культуры много работает над тем, чтобы вырастить смену. Проходят и фестивали молодых режиссеров, и конкурсы среди них. Возможно, когда-нибудь они и станут достойной сменой наших великих худруков.
Ксения Позднякова
Фото Г. Усоева.