В Москве в театре «Модерн» прошла премьера спектакля «Страсти по Торчалову» - трагикомедии по пьесе, написанной в конце 90-тых годов драматургом и сценаристом документального кино Никитой Вороновым. А еще это режиссёрский дебют актёра Шамиля Мухамедова.
«Страсти по Торчалову» – пронзительная, лирическая история о жизни, любви и общечеловеческих ценностях. Герои спектакля – представители разных исторических эпох, каждый из которых с непростой судьбой, ценностями и ориентирами. Они оказываются в неожиданных обстоятельствах – «застряли» между двух миров. Там им предстоит откровенный разговор с собой, через который герои должны признать собственные ошибки и принять непростые решения…. От чего зависит человеческая жизнь, и кто вершит нашу судьбу? Высшие ли силы ответственны за наш выбор или всё в наших руках?
Как считают театральные критики, «Страсти по Торчалову» – это захватывающая динамичная постановка, полная неожиданных поворотов сюжета, тонкого юмора, глубоких искренних диалогов, смешных и трогательных моментов. Спектакль о великой любви к жизни, великодушии и предательстве, сострадании и вере в лучшее в человеке.
В спектакле заняты Александр Борисов, Надежда Меньшова, Алексей Багдасаров, Евгений Невар, Маина Чижевская, Фотис Келепурис.
Интересный спектакль о том, о чем мы не задумывается в повседневной жизни, но что является самым важным в жизни.
Павел Максимович Торчалов, государственный реформатор периода оттепели (Никулин), помер и попал в нечто вроде Чистилища – «отстойник», напоминающий психбольницу, где на полпути до жизни вечной каждый должен вспомнить свой самый страшный грех.
Сие учреждение разбито на палаты, управляющие должности занимают навсегда застрявшие там самоубийцы, чай и водку там пьют понарошку, а единственное развлечение – телевизор в подвале, да ходящий по кругу трамвай.
Нашего героя окружают оригинальные товарищи по несчастью, например – крепостная Лиза (Кречетова), любившая Пушкина и зарубившая топором бывшего любовника-шантажиста, или большевик Сашка из команды цареубийц (Цурский), который свой грех никак вспомнить не может.
Таких забывчивых отправляют проживать земную жизнь по новому кругу, и каждый круг ещё хуже предыдущего – Сашке в третьем кругу обещано стать хромым кастратом-эпилептиком, в детстве – жертвой изнасилования, в старости – паралитиком, и Торчалов отмаливает отсрочку своему недругу.
Мы редко находим время оценить себя объективно, подумать, как наши достижения повлияли на окружающих, как мы наследили на чужих путях, но Торчалову даётся такая возможность, и не только: на примере отца и сына Кушкиных он понимает, что желание подарить народу свободу «сверху» превращает людей либо в трусов, либо в бандитов, а угнетатели подчас боятся не меньше угнетаемых.
В «Страстях» хватает и трогательных, и пронзительно грустных, и смешных моментов...А после этого прошла встреча в неформальной обстановке с режиссером спектакля, который откровенно отвечал на все вопросы...
Андрей Князев.
Фото Ф. Кунина.