Реклама в газете
Театр
129 | 0

«Старик и море»: повесть Хемингуэя, которую никто не читал, но все знают

Он - старый и дряхлый. Он – «рыбак, потому что родился рыбаком».

«Старик и море»: повесть Хемингуэя, которую никто не читал, но все знают
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Он живет в лачуге в заброшенной рыбацкой деревушке на Кубе. Он каждый день ходит в море, но ему не везет - рыба не идет к нему в сети.

Он беден настолько, что у него на лодке нет даже радиоприемника. Он первобытен, потому что ест сырых, только что пойманных рыб. Он беден настолько, что даже родители мальчика, обучавшегося у него рыбацкому ремеслу, забрали его обратно, боясь, что старик передаст ему свою неудачливость.

Он любит все, что живет в море и над - птиц и рыб, подолгу разговаривая с ними. Но птиц он просто любит, а рыб... он убивает. У него когнитивный диссонанс по этому поводу: иногда убитые рыбы ему снятся. Он очень любит мальчика, а мальчик любит его, иногда подкармливает рыбака сардинами, когда у того совсем нет денег. Но мальчик ему не снится никогда, а убитые рыбы снятся....

В театре Вахтангова есть совершенно уникальное место – арт-кафе, где проходят творческие встречи с артистами (например, недавно прошел юбилей Юлии Рутберг). Режиссер Павел Сафонов сделал эксперимент, и поставил в кафе настоящий серьезный спектакль. Участников трое: высокий, красивый артист, играющий старика (Григорий Антипенко) его соломенная шляпа, попеременно превращающаяся то в мальчика, («старик» держит ее в вытянутой руке и разговаривает с ней, (с ним), то  в корму лодки, на которую садится птичка, с которой он тоже разговаривает,  то в тарелку пшена. Третий персонаж - огромная, грубо сбитая скамья, превращающаяся то в лодку, то в топчан в хижине, то, (когда «старик» поднимает ее над головой) - в толщу воды, под которой плывет его рыба. 

«Я давно хотел сделать в этом пространстве настоящий серьезный спектакль - говорит режиссер Павел Сафонов – я читал много пьес, но когда прочитал «Старик и море», понял, как давно эта вещь жила внутри меня. Здесь много чистоты и поэзии, и... какой-то беззащитности по отношению к людям и этой земле вообще. В то же время здесь есть мужественность. Площадка кафе с самого начала бросала нам вызов - в ней надо было уместить огромное воздушно-морское пространство, раньше такого она не видела - здесь в основном проходили творческие встречи. Нам очень хотелось аскетичности».

Павел Сафонов сам сделал саундтрек к спектаклю.

Надо сказать, что корреспондент представление досмотреть не смог - актер играл слишком хорошо, и в какой-то момент корреспондент понял, что плачет от жалости к рыбе, и покинул зал. Вот она – великая сила искусства!

Мария Анисимова.

Фото предоставлены пресс службой театра

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.