В столичной театральной жизни грядет событие, которое можно назвать сломом шаблона. В постановке все необычно – от режиссера до сюжетной линии и ее воплощения.
Спектакль под названием «Неформат» поставил на сцене театра «У Никитских ворот», полномочный представитель Правительства Российской Федерации в высших судебных инстанциях, действительный государственный советник первого класса, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации Михаил Барщевский.
«Очень не люблю эффект обманутых ожиданий. Хочу и вас предостеречь. То, что вы сегодня увидите, не есть спектакль в обычном значении этого слова. Все будет не так, все не по правилам. От Марка Розовского как-то я услышал фразу Пушкина: «Судить автора надо по тем законам, которые он сам установил». Я установил на сегодняшний вечер закон – НЕФОРМАТ», - представил свой проект Барщевский.
В пьесе авторские тексты надежно соединены с импровизацией и позицией автора и исполнителей по самым актуальным темам современности: института семьи, роли денег, неизбежности войн, конфликта поколений и многих других.
Как полагают некоторые театральные критики, спектакль в некотором смысле - сплав театра и кухонных разговоров. Автор текста и режиссер Михаил Барщевский человек талантливый и артистичный, как и полагается быть хорошему адвокату. В своём спектакле он провоцирует, обсуждает острые темы и проходит по грани. При этом хорошо знает, где остановится.
Спектакль условно разбит на две части. Основную ведут актёры Ольга Лебедева и Игорь Скрипко. Молодой художник приходит к умудренной жизненным опытом даме, чтобы поговорить на самые разные темы, которые сейчас табуируются как государством, так и властью. Художник выступает за прогрессивность, а умудренная жизненным опытом дама подспудно подводит его к размышлениям о том, что не всё должно быть позволено.
В ходе действа проясняется, что зрители присутствуют на открытой репетиции. Перед сценой стоит столик, где сидят сам Михаил Барщевский и Денис Юченков, исполняющий роль Режиссёра. По сути, Барщевский играет сам себя. Выглядит очень натурально и реалистично, когда все они размышляют о Марке Розовском, театре и зарплатах актёров.
Зрители имеют возможность видеть фрагменты репетиций, в которых царит импровизация. Создается ощущение того, что актёры не играют, а просто репетируют, делая это с иронией и искрометным юмором. Когда на сцене появляется Яна Прыжанкова в образе уборщицы Зухры из Центральной Азии, постановка начинает играть новыми красками.
Фактически в спектакле есть серьёзная часть, в которой, собственно, все происходит и облегченная, весёлая репетиция, где актёры импровизируют и подкалывают друг друга. Автор отталкивался от «Преступления и наказания» Достоевского. По ходу пьесы мы слышим от Режиссёра, что в конце Художник должен убить Старушку. Но нам этого не показывают. Правда, на сцене стоит сейф с драгоценностями, который пожилая не может открыть. Юный художник пытается это сделать, но и ему это не удается сделать. Фиаско.
В конце спектакля Михаил Барщевский остаётся один на один с залом и рассуждает о коррупции, Петре первом, Суворове, Кутузове и приводят исторические факты, которые не очень удобны, но заставляют зрителей размышлять и о прошлом, и о настоящем, и о будущем.
Журналисты смогли увидеть спектакль за двадцать дней до премьеры, которая намечена на 19 декабря.
Андрей Князев,
фото с сайта театра
«У Никитских ворот».