Театр
3877 | 0

«Царь Эдип» породнил Людмилу Максакову и Виктора Добронравова

«Царь Эдип» породнил Людмилу Максакову и Виктора Добронравова
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

В театре Вахтангова прошла премьера спектакля «Царь Эдип» в постановке художественного руководителя театра Римаса Туминаса участием актеров Национального театра Греции.

Сам режиссер рассказал журналистам, что инициатором совместного проекта выступил художественный руководитель Национального театра Греции Стафис Ливафинос.

- Хотелось поставить спектакль о человеческом достоинстве, о чести, о сильном человеке, о лидере, который смог наказать себя сам: выдворить себя из страны, уйти из жизни нищим, - отметил Римас Туминас.

Стоит   напомнить, что первой постановкой Римаса Туминаса в качестве художественного руководителя театра им. Вахтангова был спектакль «Троил и Крессида». «Царем Эдипом» Туминас на новом уровне возвращается к античному материалу. Конечно, «античность» Туминаса условна, а стилизация - последнее, что было бы режиссеру в данном случае интересно. Как считают театральные критики, примитивно понятая «современность» волнует Туминаса мало, Древняя Греция для него - возможность говорить конкретно об универсальном.

...Первыми на сцене появляются дочери Эдипа, веселые и невинные, но уже несущие на себе родовое проклятье.  Затем здесь появляется Жрец - персонаж Евгения Косырева. Он не похож на персону, осуществляющую связь между Богом и людьми.  Пожалуй можно подумать, что он   напоминает   шута.

Вообще, у Туминаса вначале трагическое подается как комическое, а «высокое» как сниженное. Эдип в исполнении Виктора Добронравова - обыкновенный человек, мужчина, муж, отец. Но обладание царским венцом возносит его над толпой сограждан, и Эдип уверен в своем превосходстве, в непогрешимости, в том, что он лучше остальных. Можно искренне   порадоваться определению или «назначению» Людмилы Максаковой на роль Иокасты, в одном лице жены и матери Эдипа. Эдип-Добронравов и Иокаста-Максакова, становятся разными полюсами представленной Туминасом трагедии…

После спектакля некоторые   таблоиды вспомнили старые слухи и сплетни о том, что Максакова   - внебрачная дочь Сталина, и ее работа в «Царе Эдипе» в этом смысле весьма символична. А некоторые «злые языки» даже стали говорить, что мол она Виктору Добронравову скорее в бабушки, а не в матери годится. Может быть, оно и так, но этот дуэт в спектакле очень органичен.

К концу одноактного спектакля Туминас после всех откровений, пережитых Эдипом, вновь выталкивает на сцену его дочек. Герой уже обратился к царю Креонту с монологом, в котором просит позаботиться о потомстве - но что царь, тоже всего лишь человек. На детях Эдипа все равно лежит родовое проклятье. 

Андрей Князев.

Фото Валерия Мясникова.

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.