Светлана Светличная с Владимиром Ивашовым по праву считались одной из самых красивых пар советского кинематографа. Сейчас ее слава из тех, что, напротив, не красит - скандалы, сплетни, экстравагантные поступки. Если, конечно, верить желтой прессе. Актриса эти публикации не комментировала. В интервью «МН» она решила прервать загадочное молчание.
- Последние годы вы редко принимаете приглашения режиссеров. И вот премьера фильма «Девушка и смерть» голландца Йоса Стеллинга. В чем был ваш интерес?
- Во-первых, мы снова поработали с Ренатой Литвиновой. Я ей благодарна за картину «Богиня. Как я полюбила». Ведь я в тот период сидела без работы, а после «Богини» обо мне опять заговорили как об актрисе, я воспрянула духом. Если там сыграла ее маму-призрака, то здесь мы с Ренатой играем одну роль: она - Нину в молодости, а я - 85-летнюю. Это очень интересно! Во-вторых, для меня была важна личность режиссера. Йос Стеллинг - золотой фонд современной режиссуры. Он тонкий, знает, что такое женщина, что такое насилие, какие выразительные средства нужны для кино. У него на съемочной площадке все работает на тему. Даже штора белоснежная не случайно колышется от ветра. Я эти вещи очень чувствую.
- Картина о любви?
- Конечно, все в этом мире построено на любви. Я вообще считаю, что, когда человек теряет это чувство, он перестает жить.
- Судя по всему, это не про вас...
- Безусловно. Я не скрываю возраст, живу нормальной актерской жизнью, в окружении поклонников. И мне достаточно узнаваемости и любви. Я имею в виду любви как к актрисе.
- Вашей энергии, вкусу могут позавидовать многие молодые.
- Мне кажется, что очень важен настрой. Есть люди, у которых сложно складывается жизнь, но человек настолько настроен на патриотизм, на любовь, на добро. Все зависит от духа! Мой принцип - когда плохо, я всегда себе говорю: «Светка, могло быть хуже». Поскользнулась на улице, сломала руку и ногу прошлой зимой, но себе сказала: «Могло быть хуже!» А боль была адская, и сердце могло остановиться, потому что там был перелом со смещением. Повезло, что прохожие подняли, вызвали скорую. Такая травма разве не повод расклеиться? Но меня всю в гипсе на каталке по больнице возили как экспонат. Врачи говорили: «Сейчас мы вас повезем в палату, где все хнычут. Мы вас этим нытикам покажем».
Еще очень важно окружение. Когда попадаю в компанию приятных, трогательных и добрых людей - все, мне больше ничего не надо.
- Что вас сегодня больше всего приятно удивляет?
- Очень умные дети. Особенно технически... Они готовы жить в космосе. А я даже не знаю, как работает интернет, у меня его нет и не будет. Знаю, как работают чайник, утюг, электроплита и телевизор. Вот от него я не отказываюсь, потому что хочу иногда посмотреть на свои интервью, которые даю телеканалам, свои фильмы. Ведь некоторые раньше почти не показывали. Например, картину Михаила Калика «Любить». Режиссеру в Советском Союзе не давали нормально работать, можно сказать, его выдавили из страны. И в результате эта лента пролежала на полке двадцать с лишним лет.
- Ваша визитная карточка - «Бриллиантовая рука». А какие фильмы вам самой дороги?
- Я дебютировала в пронзительной «Колыбельной» того же Калика, снималась у Татьяны Лиозновой в драме о летчиках-испытателях «Им покоряется небо». Изумительная картина с Жаковым, Евстигнеевым, Рыбниковым... Затем в «Семнадцати мгновениях весны» у той же Лиозновой в роли Габи, где моим партнером был Вячеслав Васильевич Тихонов. Потрясающий партнер!
- Когда-то вы признались, что считаете себя королевой эпизода. Для вас это звучит гордо?
- Конечно! Кто-то меня жалеет: мол, у вас так мало главных ролей. Мне достаточно. Пусть кто-то из нынешних звезд так сыграет эпизод, чтобы он всем запомнился! Как в той же «Бриллиантовой руке». Уберите оттуда мою Анну Сергеевну - и фильм будет другой.
- Не зря вам Нонна Мордюкова напророчила: «Теперь все мужики...»
- «...будут твоими!» (Смеется.) Помню, когда вышла «Стряпуха», в «Советском экране» появилась издевательская статья под названием «Драма с ополовником». А сейчас меня узнают на улице и говорят: «Я так люблю...» Думаю, сейчас назовут «Бриллиантовую руку», а они называют «Стряпуху». И я знаю почему.
- Почему?
- Потому что все нормальные люди хотят видеть на экране не пособие, как убивать, насиловать и воровать, а такие фильмы, как «Стряпуха», - добрые, честные, искренние.
- Вас с Владимиром Ивашовым называли самой красивой парой отечественного кинематографа. Почему же на экране вы почти не встречались?
- Мы никогда не ставили условия, что будем сниматься вместе. В кино у нас было всего три общих фильма: «Герой нашего времени», «Тетка с фиалками» и «Новые приключения неуловимых». Зато много лет мы проработали на сцене Театра киноактера. У нас была очень интересная совместная работа - «Бесы» по Достоевскому. Я играла Марию Лебядкину, Володя - Ставрогина. Мы сыграли с ним 70 спектаклей, и ни один выход не был похож на другой.
- Насколько для вас важны новые роли, съемки, кинофестивали?
- Сейчас важно, чтобы я была здорова. Потому что, если ты можешь встать и себя обслужить, отварить картошечки, пригласить гостей, пирогов напечь, значит, ты живешь.
- Леонид Броневой сказал, что, по его версии, Александр Белявский выбросился из окна от отчаяния - не было шансов выздороветь, а быть обузой для родных не хотел...
- В фильме «Когда дрожит земля» мы играли мужа и жену. Саша был настоящий мужик, из тех, кто содержал семью и знал, что все на нем. И в версию, что он мог это сделать осмысленно, я верю. И не могу осуждать.
- Ваша мама была казачкой с дивной фигурой, да и ваша фигура всегда идеальна. Это гены или что-то специально делаете?
- Гены генами, но я держу себя в форме. Лет с 28 была моржихой - по системе Порфирия Иванова ходила босиком, обливалась холодной водой.
- И по Москве босиком?
- Конечно! Раньше в любой мороз бегала по Нескучному саду. Голодала. Мой рекорд - 18 дней на одной воде.
- Ого! Ради фигуры?
- Да, я худела, но главное было очистить организм. Кроме того, я всегда занималась спортом. Начиная со школьной скамьи - волейбол, баскетбол, легкая атлетика, гимнастика. Плавала как русалка - у меня был третий разряд. А теперь я профессиональная болельщица. Люблю биатлон смотреть, футбол, борьбу, бокс. Выбираю самого симпатичного боксера и болею за него. (Смеется.)
- Как боретесь с плохим настроением?
- Начинаю убирать квартиру, стирать, шить, мыть окна. Или музыку слушаю. Ставлю диск песен, которые поет Володя. Его «Русское поле», романсы.
- Что вас больше всего расстраивает?
- Желтая пресса! Когда пишут неправду или... Интервью дал мой сын. Хотя там есть правда, но такая... Предавать широкой огласке секреты отца, которого уже нет почти 19 лет, рассказывать, что у него была другая женщина... Этого он, как сын, не имел права.
- Может, он этого не говорил?
- Нет, говорил. У любви есть свои периоды: бывают и измены, и разводы - это жизнь! Но иногда люди понимают, что лучше той семьи, которая была, нет и не будет. И возвращаются друг к другу.
- В прессе появлялась информация, что вы с сыном помирились...
- Если что-то меня не устраивало во взаимоотношениях с сыном, то вина на нас - на родителях. Значит, мы с Володей чего-то ему недодали. Не потому что плохие, а потому что артисты.
На днях мне остро понадобилась его помощь, и я попросила - первый раз в жизни. Но и он, и внучка мне отказали. Поняла, что помощи мне ждать от родных не стоит. Лучше буду просить соседку или сама как-то выкручиваться.
- Когда в прессе муссировали ваши отношения со стилистом Русланом Татьяниным, вас это расстраивало или веселило?
- Сначала ранило. Как же так? Ничего же не было и быть не могло! Влюбиться в человека младше сына своего? Потом Прохор Шаляпин по телевидению заявил: «У меня был роман со Светличной!» Звонил, извинялся... Это лицо нынешнего времени, когда ради пиара придумывают что угодно и на этом зарабатывают. Грязно. Противно. Ведь есть люди, которые поверили...
- Раз люди верят, значит, классно выглядите!
- Лучше влюбиться тогда в дряхлого старика и за ним ухаживать.
- Вы бы могли?
- Могла бы. Но мне обязательно нужно, чтобы он был талантлив, добр и элегантен. А где вы сейчас такое чудо найдете? (Улыбается.)
- Мечтаете удивить какой-нибудь ролью в кино?
- Конечно, хочется. Если такой режиссер, как Йос Стеллинг, меня увидит в своей следующей работе, я все брошу. Помню, во время съемок фильма «Девушка и смерть» он сказал: «У Светланы великое будущее». Я рассмеялась: «Йос, у меня великое прошлое!» Мне было тогда 72 года. На что он ответил: «Для вас возраст не имеет значения».
Андрей Колобаев
Фото FOTOBANK.COM