Новости культуры и искусства
1549 | 0

Страсти по Рублеву

Страсти по Рублеву
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Музейщики снова катят бочку на РПЦ: мол, церковь хочет выставить на улицу Музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева из Спасо-Андроникова монастыря. Но так ли однозначна ситуация на самом деле?

Итак, Русская православная церковь заявила права на один из старейших религиозных объектов страны - Спасо-Андроников монастырь в Москве. Музейщики, общественники и искусствоведы разных мастей ту же подняли шум. Ведь не впервой уже, и все помнят, как еще совсем недавно петербуржцы болезненно восприняли запрос РПЦ на передачу ей Исаакиевского собора...

- Понимаете, музей Андрея Рублева оказался в Спасо-Андрониковом монастыре не просто так. Во всем есть логика. Здесь провел последние годы своей жизни Андрей Рублев. И сохранились даже фрески, которые связывают с Рублевым. Это место мемориальное, глубоко чтимое, - рассказывает Лев Лифшиц, доктор искусствоведения, который почти 30 лет работает в секторе древнерусского искусства Государственного института искусствознания и является одним из самых авторитетных экспертов в этой области.

- Но ведь есть положительные примеры. Несколько лет назад сообщество тоже очень ругалось, когда филиал Исторического музея выселяли из Новодевичьего монастыря. А теперь все признают, что для монастыря это оказалось благом.

- Да, руководит Новодевичьим монастырем интеллигентный и культурный человек. И благодаря миллионам, которые ему выделяются, там проводится масштабная реконструкция: очищается грязь, выявляется то, что было написано в конце XVI века. Не думаю, что у ГИМа были бы такие финансовые возможности.

- Конечно! У ГИМа сейчас нет даже возможности отреставрировать памятник Минину и Пожарскому, что на Красной площади, объявлен всенародный сбор средств...

- Вы не сравнивайте, это совершенно разные вещи. Музей Андрея Рублева - это музей иконописи, а не монументальной живописи. И эти фонды нужно перемещать. А куда? Вот давайте построим достойное музейное здание, залы с соответствующим климатом. То есть обеспечим все то, чего требует инфраструктура музея. И вот тогда, пожалуйста, поднимайте вопрос: ребята, мы все сделали как надо, все памятники древнерусского искусства будут в целости и сохранности, для них там хорошие условия... Но у нас же такого диалога нет.

Между тем председатель московского движения за возрождение Спасо-Андроникова монастыря доцент РАНХиГС Сергей Карнаухов называет решение патриарха «событием мирового значения»!

- Речь не идет о передаче музея РПЦ, речь идет об атаке музея на инициативу патриарха вернуть богослужения в храмах и начать монашескую жизнь в монастыре, - объясняет Сергей Карнаухов. - В запросе, который поступил из РПЦ, нет ни одного слова про то, что музей хотят выселить в одну минуту.

Об этом мало кто знает, но есть же определенный механизм возвращения церковного имущества РПЦ. В соответствии с этим порядком выделяется год на выработку пошаговой дорожной карты с участием всех сторон. Потом этот уже принятый план реализуется в течение шести лет. И этих сроков достаточно для того, чтобы сделать все бесконфликтно. Кроме того, если мы с вами посмотрим, где располагается сегодня музей, в каких площадях он задыхается, мы увидим просто ужасающую картину.

- Что вы имеете в виду?

- Первое: основной выставочной площадью является собор Архангела Михаила. Но места для экспозиции явно недостаточно - более восьми тысяч единиц хранения даже ни разу не выставлялись. Их никто не видел, их просто негде выставить!

Второе: часть церквей, которые можно открыть для широкого посещения, сегодня занимает знаете что? Кабинет директора, администрация с приемной, пункт охраны монастыря... Но ведь нужно дать возможность людям увидеть монастырь таким, каким он был. Это ведь памятник архитектуры!

Откровенно говоря, здесь вообще, на мой взгляд, конфликта нет. Во всяком случае в отношении того, как сохранить культурное наследие...

Оксана Химич.

Фото: ТАСС/С. Карпухин

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.