Знаменитый Раймонд Паулс встречает Новый год не в лучшем расположении духа. Всему виной банковский скандал, который не так давно разгорелся в Риге и в котором фигурирует имя Маэстро. Как сообщают латвийские СМИ, Паулс потерял миллион евро - почти все свои сбережения. Но даже не это больше всего гложет 76-летнего композитора. А отношение, которое за последние годы в Латвии к нему, судя по всему, сильно изменилось.
- Раймонд, как настроение перед Новым годом?
- Да так... Боюсь, что уходящий год был для меня больше плохой, чем хороший. Нет, что касается творчества, все в порядке. А вот другие моменты были крайне неприятные, даже не хочется о них вспоминать.
- Имеете в виду скандал с лопнувшим банком?
- Да, в том числе. Оказалось, что это очень грязная история. Более того, никто эту проблему у нас даже не старается решить. Так что спасает только сцена, выступления - у меня были очень удачные концерты в Москве, в Петербурге, в Киеве... Это, так сказать, мой допинг, чтобы не думать о неприятностях.
- Но впереди Новый год: новые планы, новые надежды...
- Никаких надежд у меня нет. Конечно, пока хожу, двигаюсь, играю, больших проблем не испытываю. Но надо же смотреть и на то, что происходит вокруг, что в стране творится...
- И это вызывает у вас упаднические мысли?
- Не сказал бы, что упаднические, но и каких-то иллюзий тоже нет... Понимаете, здесь никто даже не думает о том, чтобы найти преступников, вернуть деньги. Никто никого не арестовывает, у всех все нормально. Украли у людей большие суммы - и как будто так надо.
- Сообщалось, что потеряли чуть ли не все нажитое. Вы сейчас в сложном материальном положении?
- Нет-нет, ни в коем случае - я живу нормально, и моя семья ни на что не жалуется. Мы как-нибудь проживем - это не проблема. Другое дело, что данная ситуация для меня - повод для постоянного беспокойства, она меня очень тяготит. Еще и потому, что в связи с этим скандалом фамилия моя все время крутится в СМИ. Кто-то высказывает сожаление, кто-то издевается, кто-то откровенно врет. Не суть важно, что именно говорят, - просто это тема для досужего разговора и очень неприятного для меня. Ну а про кого еще говорить? Если назовут какого-то Бердыньша или Лайзанса - их никто не знает. А мою фамилию знают все, и не только в Латвии.
«ТРЕТИЙ РАЗ УЖЕ ТЕРЯЮ БОЛЬШИЕ ДЕНЬГИ»
- Получается, отношение в стране к вам изменилось? И не в лучшую сторону?
- Это не отношение в стране. Вы понимаете, я много выступаю и вижу, как публика ко мне относится... Даже могу вам назвать одну цифру - вчера посчитал: в этом году в наших театрах я сыграл 90 спектаклей. Можете себе представить? Для Латвии - громадная цифра! А в остальном... Ну что же я могу сделать, кого могу судить? Я смотрю, наше руководство старается держаться подальше от этой истории. Потому что они сами с ней связаны. И если разгребать эту кучу, вонь пойдет по всей стране.
- Есть два предположения, почему к вам изменилось отношение властей: либо мстят за оппозиционную деятельность в сейме (Паулс долгое время был депутатом латвийского парламента. - Ред.), либо за дружбу с Россией.
- Нет-нет, это просто жулики, воры. К сожалению, они связаны и с нашим руководством. А Россия здесь вообще ни при чем. Более того, владелец этого банка, Антонов, - россиянин. Сейчас он удрал, где-то скрывается...
- Это первая ваша неприятность по финансовой части? В начале 90-х не пострадали, как Пугачева, которая вложила кучу денег в «Чару» и «Властелину»?
- Нет. Но я в этом деле тоже, увы, не новичок: за последние 20 лет, по-моему, третий раз уже теряю большие деньги. Правда, не считаю себя пострадавшим. Просто обидно: если бы вложил в какой-то бизнес и потерял - одно дело, а тут... Представляете, мне звонит президент банка, которого я хорошо знаю, говорит, что все в порядке. А через два дня все лопнуло. Вот такое отношение...
- Такое впечатление, что в России вас любят больше, чем в Латвии.
- Да нет, на центральной площади Риги за мной по-прежнему бегают люди, с которыми надо сфотографироваться, дать автограф и так далее. Тут мне грех жаловаться - многие о таком мечтают. Но в одном вы правы - в Латвии я не только композитор, музыкант, автор известных песен, а еще и бывший политик. Знаете, как у нас в народе парламент называют? «Сто глупцов». Во всем, говорят, виноваты те, кто там сидит. Но я слышу, у вас точно такие же разговоры. Посмотрите: все пародии на кого? На депутатов. Эх, сами выбирают, сами высмеивают... Но нормальные люди хорошо ко мне относятся, понимают, что для Латвии я, может быть, сделал больше, чем все политики, вместе взятые.
- Так что же насчет России?
- С Россией у меня нормальные отношения, и никогда не были плохими. С коллегами общаюсь не так часто, как раньше, но, во-первых, мы все уже люди в возрасте, а потом, у каждого свои дела: у вас свой шоу-бизнес, у нас - маленький свой. Раньше я постоянно приезжал на «Песню года», на какие-то другие концерты - теперь этого нет, но я и не стремлюсь. В прошлом году, например, мог поехать на «Песню года» - я там, оказывается, опять лауреат...
- Чего ж не приехали?
- Понимаете, сегодня поехать - это довольно сложно. Я, например, ненавижу, когда на таможне мне надо раздеваться, туфли снимать. Меня просто тошнит от этого - очень неприятно.
«АЛЛА ВСЕ РАВНО ДРУГ»
- А на «Рождественские встречи» Алла Борисовна вас не звала?
- Нет. Но я, очевидно, и не поехал бы. То, что в свое время мы сделали, - уже история. И дай бог, чтобы у всех был такой успех, как у нас в 80-е годы. Очень приятный период был. Но все ушло, так и должно было случиться. Мы же не молодеем, к сожалению. И в тех концертах, которые сейчас идут в Москве, мне, считаю, делать нечего. Теперь я выступаю с симфоническим оркестром, люблю свой черный смокинг, такой, знаете, элегантный стиль. Новых песен уже почти не пишу. Чувствую, что бы сегодня ни написал, мне скажут: знаешь, в 80-е годы песни были лучше. Очевидно, так оно и есть. Так что в основном сейчас играю. Может быть, не ту музыку, которая нужна сегодня. Но у меня, даст Бог, есть это преимущество - заниматься тем, чем хочу. Все-таки я не из той «Фабрики», которую сделали на месяц, а сейчас никто не вспомнит.
- Вы в курсе, наверное, что ваше золотое трио (Паулс, Пугачева, Резник) распалось окончательно, что Алла Борисовна с Ильей Рахмиэлевичем уже давно не друзья, даже не общаются?..
- Я слышал, мне очень неприятно. И я рад, что нахожусь далеко от всего этого. У них там какие-то свои личные проблемы, может быть, и финансовые - не знаю, я никогда в чужие дела не лез. Насчет Пугачевой могу сказать, что у меня есть к ней свое отношение. Я ее очень уважаю как певицу, как актрису. Все остальное - не мое дело.
- Но у вас так много общего: молодость, творчество, успех. Не обидно, что жизнь развела?
- А что, мы первые? Или последние? Даже «Битлз» распался, и каждый пошел своей дорогой. Этот мир такой, какой есть, - ничего не поделаешь... Да, наверное, для России мы нечто большее, чем просто композитор и певица. Понял это, еще когда на телевидении первый раз отсняли песню «Маэстро». Мы были в центре внимания, потому что я, оказывается, «смотрел на нее влюбленными глазами». Ну люди придумывали что хотели. Просто у нас удался приличный номер, и все на этом. Но даже несмотря на то, что сейчас, может быть, у нас нет каких-то очень дружеских отношений, я все равно считаю ее своим другом.
- Но с Резником тем не менее у вас не так давно был совместный проект - писали песни для Елены Ваенги. И чем закончилось?
- Да нет, это все раздули в газетах. Я сыграл для нее пару мелодий, она хотела, чтобы Илья текст написал... Я к Ваенге с уважением отношусь. А то, что она не стала песни покупать, так я к этому мало имею отношение. Продажей своих песен очень редко занимаюсь, почти никогда этого не делал. Если бы делал, был бы очень богат.
- Но вы увидели в ней новую Пугачеву, как многие говорили тогда?
- Да нет, мало ли что говорят. Она талантливая певица. Я был на ее концерте в Юрмале, остался очень доволен выступлением. Не стала петь эти песни - ради бога, никаких претензий у меня к ней нет. Скандал устраивать не буду.
- Как же со стороны выглядит наш скандальный российский шоу-бизнес?
- Вы знаете, ваши скандалы до меня очень редко доходят. Иногда смотрю московские каналы: если натыкаюсь на передачу о шоу-бизнесе, стараюсь тут же переключить. Я лучше в это время «В мире животных» посмотрю...
Дмитрий Мельман