Как киноактрису ее прославил фильм «Возвращение»- победитель Венецианского фестиваля. Перспективы фильма вначале оценивали скептически. Это удивительное совпадение звезд, счастливое стечение обстоятельств, что он попал потом к нужному человеку и оказался в конкурсной программе фестиваля.
- Наташа, разве не греет самолюбие фраза «Она звезда Гран-при Венецианского фестиваля»?
- Я более чем скромно отношусь к этой работе. Сейчас, мне кажется, сыграла бы лучше.
- Вы родились в Крыму. Какой счастливый случай перевернул вашу жизнь так, что вы оказались на московской сцене?
- В городе Белогорске, где мы жили, снимался знаменитый фильм «Чиполлино» с Риной Зеленой, Георгием Вициным и Владимиром Басовым... И мама меня, двухлетнюю, водила на эти съемки. В моей памяти навсегда запечатлелась такая картинка: какие-то маленькие дети бегают в костюмах помидоров и тыкв, будто бы из волшебной сказки. Это оставило такой яркий след в моем детском сознании, что именно с тех пор я «заболела» театром.
- Вы поехали поступать в Москву, где не было ни родственников, ни знакомых. Неужели не было страшно?
- А никакой альтернативы и сценария жизни другого у меня не было. Страшно за меня было родителям. Потому что, когда меня приняли в Щепкинское театральное и поселили в общежитие, они понимали, что это тоже определенное место... (Смеется.)
- Рассадник разврата?
- Рассадник пьянства, разврата и так далее. И конечно, они хотели, чтобы я могла этому противостоять. Но, понимаете, в этом тоже было какое-то развитие. У меня же не было никакого житейского опыта, а любопытство было. Поэтому там было много интересного.
- Вы пришли в театр «Сатирикон» в 1990 году, когда для актеров уже наступали смутные времена. Полупустые залы, нищенские зарплаты... Многие, не выдержав, уходили из профессии. Что было для вас самым тяжелым?
- Я с этой «темной» стороной не столкнулась. В «Сатириконе» я сразу стала получать роли. В этом же 1990-м вышла замуж, и у меня был прекрасный муж. Потом родила дочку, а когда вернулась, тут уж вообще началась какая-то головокружительная жизнь - я сыграла много очень интересных главных ролей. Мне невероятно повезло. Я работала с Петром Наумовичем Фоменко! Вы представляете, что это такое?!
- ?!
- Не знаю, какие эпитеты здесь применить. Умнейший и талантливейший человек, педагог, режиссер, личность. А так как у меня как у актрисы не было еще никакого багажа, то это просто как на чистый лист все ложилось. Так что даже в самые смутные времена у меня не было ни одного дня передыха. К тому же я отношусь к актрисам, которые процесс любят больше, чем результат. Мне доставляет колоссальное удовольствие сделать то, чего даже не ожидаешь от себя. Меня это так сильно заводит... Я готова репетировать по 24 часа в сутки!
- Театр принес вам славу. Кстати, как вы относитесь к своей популярности?
- Я скромная. (Смеется.) Чтобы «разорвали» фанаты, нужно быть ух каким артистом. А может быть, надо просто быть узнаваемым. Участвовать в шоу-проектах, поддерживать звездный статус, вступать во взаимоотношения со зрителем, дарить ответную любовь...
- А вам это интересно?
- Нет. Вообще. Я человек свободолюбивый и не хочу зависеть от неудобств, которые создает популярность. Я не подпитываюсь этим, меня это сильно иногда раздражает, угнетает.
- Значит, сталкивались с любовью поклонников: то в любви признаются, то вены режут...
- Вены не резали, но были люди назойливые... Я живу абсолютно нормальной человеческой жизнью. Если работаю, то все свободное время уделяю своим детям, потому что мне важно и с дочерью, и с маленьким сыном ничего в их развитии не пропустить. И боюсь, что когда-нибудь они мне претензию предъявят, что мама занималась собою, а они были предоставлены самим себе. Я этого страшно боюсь!
- Из своих ролей какие вы выделяете особо и почему?
- В театре люблю практически все роли, потому что каждая была классикой мирового репертуара. Самая дорогая - Стелла в «Великолепном рогоносце», потому что это Петр Наумович Фоменко. Естественно, Джульетта. Естественно, Офелия. Естественно, все роли в «Квартете» по Мольеру в постановке Константина Аркадьевича Райкина. Естественно, «Носорог» в театре «Мастерская Петра Фоменко». А в кино пока особо похвастаться нечем. Я себя оцениваю очень строго. Такого уровня ролей, которые у меня были в театре, в кино у меня не было.
Да, я хочу играть в кино такие роли. Это должен быть сложный материал. А не по шаблону: как твою героиню бросил любимый мужчина и она плачет потом целую картину. Я хочу уйти от шаблонов. Но пока в читке находятся очень много плохих сценариев. Правда, это не у меня одной, потому что даже люди, которые для меня являются авторитетом, тоже жалуются на это.
- Часто ошибались в выборе ролей?
- Практически никогда. Если я сыграла в плохих картинах (а у меня есть плохие картины), то я осознанно делала это, потому что нужны деньги. Я заведомо знала, что будет плохой результат.
- По-вашему, искусство требует от актеров жертв?
- Самоотдачи, жертв - обязательно. Правда, от меня пока никто ничего особенного не требовал.
- Как? Аргентинским танго занимались для картины «Не плачь по мне, Аргентина!». Кстати, танцуете там очень профессионально!
- Разве это жертвы? Это удовольствие. А так, чтобы поправиться на 20 килограммов, а потом похудеть на 20, сесть за штурвал самолета... Для интересной роли я пошла бы на многое.
- Наташа, вы не замечены в эротических сценах...
- Я, наверное, не произвожу впечатление эротической артистки, слава тебе господи! Видимо, режиссеры не видели в моих глазах желания раздеться.
- Когда актриса обладает прекрасными внешними данными, наверное, большинство режиссеров хотят и в этом качестве попробовать... Не может быть, чтобы не предлагали!
- Случалось, что по сюжету постельные сцены были. Но в моем райдере есть пункт: я не снимаюсь в откровенных сценах. В таких случаях оговаривается: как это будет сниматься, предлагаются режиссером варианты. Даже на один разговор я приезжала специально, чтобы режиссер мне в глаза сказал, как он это себе представляет и как он видит меня. Меня это устроило.
- О женщине мужчины говорят «загадка», «другая планета»... А кто, по-вашему, мужчины глазами женщин?
- Я вам так скажу. Если бы у меня не было сына, я бы все время находилась в вопросах относительно моих браков и отношений с мужчинами: «Почему так? Почему?» А когда у меня родился сын, я поняла, что мы действительно две разные планеты. Это правда! Мальчик и девочка - это два разных существа. Я вижу, как вела себя моя дочка, и вижу, как мы не стыкуемся с моим сыном. Разные энергии, разные! Мы до такой степени не похожи, что ты можешь отгадывать эти загадки всю оставшуюся жизнь.
- Какие качества для вас главные в мужчинах?
- Ответственность за свои поступки.
- Наверняка вас миллион раз об этом спрашивали, но тем не менее интересно: шикарная внешность помогает в актерской работе или мешает?
- Конечно, помогает.
- Как?
- (Смеется.) По-разному может помочь. Если приглянешься какому-то продюсеру, он души в тебе не чает и хочет тебя видеть в каждом проекте. Или приглянешься режиссеру и становишься его музой.
- Есть много примеров, когда за отказы от недвусмысленных предложений некоторых актрис не снимали годами.
- Да, есть обратная сторона этой медали. Ты можешь кому-то понравиться и... отказать. И тебя не будут снимать.
- Вы сталкивались?
- К своему счастью, нет. Никогда.
- Чего не сможете простить?
- Подлость, предательство. Я не люблю, когда человек о себе думает лучше, чем он есть на самом деле. И когда врут, не люблю.
- Способны быть стервозной, циничной, расчетливой?
- Цинизм точно не свойственен моему характеру. Если человек меня допечет своим непрофессионализмом, своим наплевательским отношением к делу (в основном это касается, конечно, работы), то могу быть очень жесткой. Я срываюсь, кричу, топаю ногами... Могу игнорировать человека.
- Ваш рецепт: как оставаться красивой, быть сексуально привлекательной, гармоничной?
- Я делаю все, что предлагает современная медицина, и то, что может сделать сам человек. Активно занимаюсь спортом, во всем стараюсь найти позитивную энергию, делаю уколы различные...
- И последний вопрос. О каких ролях мечтает актриса, сыгравшая весь мировой репертуар?
- Послушайте! Я посмотрела недавно «Август» с Мерил Стрип. Вот чьей можно позавидовать актерской судьбе и кинематографической. Просто номер один актриса. Какие разнообразные роли она играет и в каких нетривиальных сюжетах. Вот если бы чуть-чуть вот так же, хотя бы чуть-чуть... Я была бы счастлива! А порох в пороховницах точно есть.
Андрей Колобаев
Фото FOTOBANK.COM