Знаменитый артист, умерший в 68 лет от последствий третьего по счету инсульта, никогда ничего о себе не скрывал. Даже нетрадиционную ориентацию. И тем не менее в его биографии оказалось много придуманного...
ЛЕГЕНДА 1:
Шел на поправку
Смерть Бориса Моисеева оказалась неожиданной. Несмотря на то что артист давно был нездоров, многие думали, что он ударными темпами идет на поправку. Об этом не раз говорил его директор и близкий друг Сергей Горох. В последние годы именно он был по факту опекуном Моисеева. И каждый день ровно в 16.00 приезжал к нему проведать, проверить, как дела, выдать порцию лекарств.
- Но 27 сентября, как чувствовал, поехал пораньше, около двух часов дня, - рассказал менеджер. - Открыл дверь... Прохожу и вижу: Боря лежит на диване, укрылся, голова чуть приподнята, открыты глаза... Подошел, взял его за руку... и понял, что его уже нет...
Горох отметил, что в последнее время Моисеев «нормально себя чувствовал». Однако случился очередной инсульт, который его и убил.
Первый инсульт артист перенес 12 лет назад. Его не парализовало полностью, как это бывает, отнялись только левая рука и верхняя губа. Моисеев прошел курс реабилитации, после чего засобирался в гастрольный тур. Но сумел выступить только на «Новой волне». И все заметили: Борис набрал вес, с речью проблемы, движения скованны. Да как же его выпустили на сцену?! При этом сам Моисеев был уверен, что он в отличной форме. Но почитал прессу, расстроился. Продал дорогущий особняк в подмосковной Барвихе. Деньги потратил на восстановление.
Однако в 2015-м по нему ударил второй инсульт. Пришлось снова всему учиться с нуля: ходить, шевелить руками, разговаривать. Он не сдался! Полетел на этот раз в США, проходил реабилитацию там. Вернулся, как ему казалось, практически здоровым и сразу начал строить творческие планы. Некоторые из них даже воплотил. Например, записал со звездным стилистом Алишером новый трек «Роттердам». Получалось, надо сказать, не очень, песню записывали буквально по одному слову. Но после монтажа Моисеев выглядел почти прежним. Именно поэтому его сольный концерт решила сделать у себя в театре «Русская песня» Надежда Бабкина. И сделала! Потом рассказывала: «Еле ходил по сцене. Но весь зал ему помогал... Концерт давался ему очень сложно, и мы поняли, что он не сможет больше выйти на сцену».
ЛЕГЕНДА 2:
Родился в тюрьме
Борис Моисеев утверждал, что появился на свет в женской исправительной колонии в белорусском городе Могилеве. Его мама - Геня Борисовна Моисеева (Мойсес) якобы была политзаключенной. Позволяла себе нехорошие высказывания в адрес советской власти. А кто-то донес. Она и угодила за решетку несмотря на то, что одна растила двух детишек - Анатолия и Маркса. А третьего сына - Бориса - зачала от надзирателя. Эта история до сих пор висит в Википедии как факт биографии артиста, хотя на самом деле его мама никогда не сидела в тюрьме и не имела отношений с тюремным надзирателем. Об этом рассказал старший брат певца Маркс Толкач. Он уверяет:
- У всех трех братьев в нашей семье один отец - Михаил Харитонович Толкач. Человек он был хороший, но война родителей разлучила, они разошлись. И несмотря на расставание родителей, спустя 14 лет после моего рождения на свет появился Боря. Так бывает - отец иногда к нам приезжал.
ЛЕГЕНДА 3:
Был геем
Борис Моисеев стал первым (и пока единственным) артистом в России, который совершил каминг-аут. То есть публично признался в своей нетрадиционной ориентации, которая, в общем-то, подтверждается его друзьями. Например, Любовь Успенская так и заявила после его смерти: «Боря был гомосексуалистом, но его от этого меньше не любили, потому что он очень хороший человек».
Но, судя по всему, Моисеев все-таки был не гомосексуалистом, а бисексуалом. То есть женщины его тоже интересовали. Не будем брать в расчет брак артиста с некой предпринимательницей из США Адель Тодд. О свадьбе с этой бизнес-леди Моисеев объявил в 2010 году. А вскоре его разбил инсульт, и Адель сразу пропала со всех горизонтов. Неудивительно, что роман с ней сочли банальным пиар-ходом.
Однако была и другая женщина, на которой Моисеев когда-то страстно хотел жениться - литовская актриса Эугения Плешките. Борис Михайлович познакомился с ней в Каунасе и влюбился до беспамятства, но она предпочла другого. Невестка артиста - жена его брата Людмила Толкач - про Эугению ничего не знает. Хотя работала у Моисеева в его шоу «Экспрессия». Однако она помнит про другую даму его сердца - Эрмину Мицкевич, полячку по происхождению. Прелестная девушка якобы даже забеременела от Моисеева. Однако Борис, по словам его родственницы, взял да и уехал в Москву. Бросил беременную подругу! И та сделала аборт.
ЛЕГЕНДА 4:
Есть внебрачный сын
Об этом поведал сам Борис Моисеев. Якобы его самая большая любовь Эугения родила от него сына. Назвала Амадеусом. И живет он теперь в польском городе Кракове. Однако родной брат артиста уверяет, что никакого сына у Моисеева не было:
- Поверьте, мы бы знали. Тем более что моя жена (танцовщица Людмила Чеснулявичюте. - Ред.) много лет работала с Борей в трио «Экспрессия», даже жила с ним в одной квартире. Люда знает о Борисе все! Он точно не имел детей. И любой тест ДНК это подтвердит.
ЛЕГЕНДА 5:
Дарил имущество друзьям
Об этом сейчас много пишут: мол, все, что имел, Борис Моисеев еще при жизни раздал друзьям. Кристине Орбакайте подарил юрмальскую «трешку», а своему директору Сергею Гороху - московскую квартиру стоимостью 100 млн рублей. Но это не совсем подарки. Недвижимость в Юрмале Моисеев переоформил на Кристину потому, что не мог этот актив содержать. Изначально на побережье у артиста был дом. Сразу после первого инсульта он его продал и купил там же более дешевое жилье - трехкомнатные апартаменты. После чего жаловался журналистам, что и эта недвижимость бьет по карману - слишком дорого обходятся коммунальные услуги. В итоге он отдал квартиру Кристине, но с условием, что будет туда приезжать, когда захочет. У Орбакайте просто было больше возможностей платить за нее, чем у тяжелобольного Моисеева.
Столичную квартиру он тоже не подарил своему директору Сергею Гороху, а заключил с ним договор ренты. То есть Горох взял на себя обязательства пожизненно содержать Моисеева. И только после его смерти он стал полноправным владельцем роскошного жилья. При этом у артиста в собственности осталась еще квартира в Болгарии. Вот на нее могут претендовать родственники, прежде всего брат певца Маркс Толкач.
ЛЕГЕНДА 6:
Всегда был в центре внимания
В последние годы жизни - нет. Он эти годы коротал, по сути, в одиночестве... Даже самые близкие родственники Моисеева не особенно им интересовались.
Один из друзей артиста вспоминает:
- Марика (Маркс Толкач, брат Моисеева. - Ред.) позвали на запись сюжетов для передачи, и тот охотно согласился говорить о Боре, ничего тому не сказав. Но обиделся Борис не на это. У больших артистов иммунитет на сплетни. Обиделся из-за того, что, прилетев в Москву, Марик улетел обратно в Канаду, даже не навестив брата. То есть старший брат не сказал младшему, что был в Москве.
Заметим, что и сам Маркс отмечал, что Моисеев с ним не общается. Говорил, что от контактов с родными его отговаривали друзья, которых у Моисеева, как раньше казалось, ну просто тьма! А на самом деле... Когда артист заболел, финансовую поддержку ему оказывали только Алла Пугачева и Иосиф Кобзон. Когда Кобзона не стало, помогать Моисееву начала вдова Иосифа Давыдовича Нелли.
И на похороны Моисеева пришли единицы из всей плеяды звездных друзей.
«Любимый мой Бориска! Хороню тебя в своем сердце. Прости и Прощай!» - написала в соцсетях Алла Борисовна, внесла свою лепту в расходы на похороны и упорхнула с детьми в Израиль, на прощании ее не было.
Пришел бывший супруг Примадонны Филипп Киркоров.
«Я дружил с Борей 40 лет, - сказал он. - Он был примером для всех нас. Борис, прости меня за неучастие. Я не могу себя простить, что за годы твоей болезни ни разу тебя не навестил».
Многие звезды сокрушались о том, что не уделяли Моисееву достаточно внимания при жизни. Впрочем, это, видимо, у всех так, не только у звезд. Что имеем, не храним, потерявши, плачем...
Лидия Мезина.
Фото: PERSONA STARS