- Лия, ещё совсем недавно вы блистали в Вене, взяв в 2020 году первую премию на очень престижном международном конкурсе «2nd Viennainternationalcompetition» в категории «Professionals». Как эта победа повлияла на вашу оперную карьеру?
Лия Красс: В тот период я обучалась в Венской Консерватории («Musik und Kunst Privatuniversität der Stadt Wien»), но этот конкурс проходил как раз в ковидное, т.е. карантинное время, которое в Австрии отличалось повышенными запретными мерами и практически невозможностью проведения концертов. Гала-концерт победителей-вокалистов вообще не состоялся. Так что с весны 2020 года там невозможно было наладить хоть какую-то артистическую деятельность. Но в отношении развития меня как певицы и артистки мой «венский период» был довольно продуктивен. Особенно в плане улучшения произношения при пении на немецком, итальянском и французском языках и эмоциональной осмысленности каждого слова, за что отдельная благодарность замечательным педагогам Магдалене Ренварт-Кэри и Мельбе Рамос!
Также обучение в Вене поспособствовало совершенствованию моих актёрских навыков и раскрепощению на сцене. В этом заслуга профессора Вольфганга Доша – настолько он создавал на занятиях и репетициях спектаклей непринуждённую обстановку. Это очень сильно отличалось от привычного взаимодействия учителя и учеников… В свои шестьдесят он, тем не менее, был полон энергии и озорничал, подначивая нас с молодым задором и юмором. Это помогало снять с себя внутренние ограничения и убирать телесно-психологические зажимы. Так что из Австрии я вернулась в Россию обновлённой, способной на новые «героические» оперные подвиги.
- На вашем личном YouTube-канале первым выставлен клип на тему знаменитой Арии «Царицы Ночи» из «Волшебной флейты» Моцарта. Но спета она, скажем так, довольно провокационно – с рэпером Smokey 4-6. Не перебор ли это для оперной певицы? Таким дуэтам вас вряд ли учили в Российской Академии Музыки имени Гнесиных, Венском университете музыки и искусств или в Высшей школе музыки Каталонии.
Лия Красс: Меня попросил поучаствовать в воплощении этой идеи Сергей Проскурин, руководитель Русского камерного оркестра, с которым я тогда сотрудничала. И мне, кстати, не пришлось делать ничего экстраординарного, выходящего за рамки моей профессии, ведь я исполнила оригинальную партию моцартовской арии. Вот если бы мне предложили читать рэп, то я бы подумала, ещё бы раз подумала, а потом, вполне возможно, и согласилась... Шучу!
На самом деле, как говорил классик: «Все жанры хороши, кроме скучных». В своё время многие известные ныне авторы бросали вызов эстетическому вкусу своего времени. Например, последняя опера Моцарта, сказочная «Волшебная флейта» необычна соединением в себе различных музыкальных жанров, как лёгких, так и серьёзных для характеристики соответствующих персонажей. После драматичных или возвышенных сцен следуют комические.
Вообще, Моцарт был в жизни очень свободолюбивым и экстравагантным человеком, слыл «провокатором». Стремление к новациям в творчестве вполне естественно. Главное – уметь соблюсти некий баланс между новым и устоявшимся, иметь эстетическое чутьё и осмысленный подход.
- Я знаком с отзывом конкретно об этой вашей работе одного из ярчайших скрипачей современности – Алекса Маркова (США). «Спето великолепно, с полным пониманием музыки и технически просто отлично! Интонации в этом сочинении безумно тяжёлые, но Лия справилась идеально. Очень впечатляет, изумительное пение». Признание коллег по цеху дорогого стоит?
Лия Красс: Арию Царицы Ночи я прорабатывала с особой тщательностью, чтобы добиться и яркой образности, и темповой подвижности, и естественности звучания в виртуозных пассажах. Впечатления Алекса довольно искренни. Он настоящий музыкант и тонко оценивает искусство. А так исполнять на скрипке 24 каприса Паганини, как исполняет он – для этого нужен особый дар и тоже, естественно, большой труд со тщательностью проработки. И потому особенно приятно было получить такую реакцию от уважаемого мной профессионала.
Подобные высокие отзывы, конечно же, вызывают во мне большую благодарность вместе с ощущением не зря затраченных усилий. Из имеющихся средств в моём распоряжении для того, чтобы добиваться подобного признания – только мои умения и профессиональные качества. Признание коллег и публики я стараюсь приобрести заслуженно – не пиаром, а своим собственным трудом. Цена за это существенная – годы каждодневных занятий в стремлении научиться владеть голосом во всей полноте его возможностей.
Если бы я не имела сильнейшую внутреннюю мотивацию, достигнуть высокого уровня мастерства было бы невозможно. А так этот импульс, внутренний голос, ощущение своего предназначения для подобной деятельности – всё это поспособствовало тому, что я смогла преодолеть множество препятствий и испытаний на своём пути, не утратила веру в своё дело даже в тех обстоятельствах, в которых многие бы опустили руки.
Я самостоятельно в свои 10 лет пошла учиться в музыкальную школу вопреки неверию в меня родителей и их планам на моё будущее, а спустя девять лет поступила в музыкальный институт в другом городе и уехала туда.
А началось всё с того, что, когда мне было лет шесть, я по телевизору услышала оперное пение и почувствовала, что это моё! И затем стала искать подобные записи, вслушиваться в них и петь сама. Слушала я именно представителей старой вокальной школы, родившихся на рубеже XIX-XX веков, таких как Мэри Коста, Лили Понс, Амелита Галли-Курчи, Маргарет Симс, Энрико Карузо, Марио Ланца...
Потрясающие голоса и великолепные артисты. Они звучали легко, свободно, моё тело наполнялось от этого особой вибрацией. Это настоящее бельканто и совсем не такая вокальная манера, в какой обычно поют сейчас. Именно к этому я и стремлюсь – к привольно льющемуся, ничем не зажатому, по-настоящему красивому и чистому вокалу. И когда этого достигаешь, свободно пропуская при пении через своё тело потоки воздуха и энергии, то получаешь особое, мало с чем сравнимое наслаждение…
- А какие эксперименты с вашей стороны ещё ожидают публику на вашем сольном концерте 3 ноября в Московском Международном Доме Музыки. Ведь помимо традиционных оперных шедевров в программе заявлены и «хиты популярной музыки».
Лия Красс: В первом отделении моего предстоящего концерта публика услышит классические арии и романсы Россини, Моцарта, Доницетти, Пуччини, Рахманинова... А вот после антракта, действительно, будут сюрпризы – исполню те произведения популярной музыки, которые уже и сами стали классикой в своём жанре.
Например, «Moon river» («Лунная река»), которую когда-то трогательно спела в фильме «Завтрак у Тиффани» Одри Хепберн. Я же вторую половину этой прекрасной песни исполню в импровизации на целую октаву выше, что создаст уже совершенно иное ощущение. А из другого знаменитого фильма ещё старого Голливуда «В джазе только девушки» я исполню знаменитую «I wanna be loved by you», которую в фильме пела Мерилин Монро.
У Астора Пьяццоллы есть потрясающе элегическое танго «Oblivion». Мы его адаптировали в не менее пронзительный романс. Очень искренний и нежный «Мост над бурлящей водой» – один из хитов Саймона и Гарфункела – также, я думаю, не оставит слушателей равнодушными.
А ещё я спою арию совершенно особой виртуозности из фильма «Пятый элемент». В одном из его эпизодов, который снимался на сцене Лондонского Королевского «Ковент-Гардена», появляется очень странный фантастический персонаж по имени Плавалагуна и покоряет зал своим неземным пением... Я постараюсь исполнить этот номер не хуже.
Совсем недавно скончалась выдающаяся ирландская певица и композитор Шинейд О’Коннор. Её памяти будет посвящение – «Nothing compares to you» («Ничто не сравнится с тобой»). Да, в одном концерте не так часто исполняют произведения столь разных стилевых направлений. Это разнообразие – как краски на холсте: смешиваются и в итоге дают очень насыщенную музыкальную картину.
- Список созданных вами образов впечатляет: тут уже и упомянутая нами Царица Ночи в «Волшебной флейте», и Виолетта Валери в «Травиате», Джильда («Риголетто»), Розина («Севильский цирюльник»), Олимпия («Сказки Гофмана»), Микаэла («Кармен»), Мюзетта («Богема») и даже в оперетте вы себя попробовали, сыграв Адель в «Летучей мыши» и Саффи в «Цыганском бароне». Хватает 24 часов в сутки для работы над таким обширным репертуаром и остаётся ли время на, так называемый, досуг? Если да, то чем любите заниматься, кроме музыки?
Лия Красс: В анонсе моего концерта на сайте ММДМ перечислено практически всё, что я воплощала в годы учёбы и работы в России, Италии и Австрии. Но на концертах я пою обычно самое любимое.
Кстати, а почему Вы говорите «даже в оперетте»? Антураж там обычно заставляет думать публику, что если в весёлом сюжете кто-то легко поёт, то это значит, что это так легко и даётся. На самом деле, вокальные партии в оперетте бывают очень трудными для исполнения. К тому же нередко приходится одновременно и петь, и танцевать, и ещё зрителям успевать подмигивать.
После окончания оперного факультета в Вене я в том же университете отучилась и на факультете оперетты. Выпускной экзамен прошёл в форме спектакля «Автоматическая кукла» Ф. Барбье, где мне в роли, сходной с оффенбаховской куклой Олимпией, пришлось очень постараться как в актёрском плане, так и в вокальном. Короче, навиртуозилась там на славу! В итоге, да, репертуар у меня сложился довольно обширный. Но я действительно очень люблю петь!
К тому же я давно и очень детально изучаю всё, что связано с развитием возможностей тела. Пение – лишь один из способов владения им. Параллельно я занимаюсь йогой, танцами и даже некоторыми видами боевых искусств. Так что смогу за себя постоять в тёмном переулке.
Помимо музыки, меня особенно вдохновляет и заряжает энергией природа, особенно леса и водоёмы. Там я чувствую себя дома, в своей стихии. И там как-то особенно поётся... Это лучший в мире концертный зал.