Блокбастер лета, хит сезона, беспрецедентный прорыв - это лишь некоторые эпитеты, которые получила только что открывшаяся в ГМИИ им. А.С. Пушкина выставка «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых».
Причем вопрос открытия экспозиции решался на самом высоком политическом уровне!
Семья Морозовых в царской России была одной из богатейших. Состояние - порядка 110 миллионов рублей. Чтобы оценить его масштаб, можно лишь заметить, что жалованье депутата Государственной думы до революции составляло 350 рублей в месяц, а, например, килограмм говядины стоил 45 копеек... Особой страстью к искусству были наделены двое братьев: Михаил и Иван. Они задумали создать «идеальный музей» современного искусства. Михаил умер совсем молодым, в 33 года, но Иван продолжил воплощать их общую мечту с завидным упорством. В историю искусства он вошел как «русский, который не торгуется». Известно, что западная часть коллекции обошлась Ивану Морозову почти в полтора миллиона французских франков!
Однако музей открыть ему не удалось: не успел - произошла революция. После чего коллекцию национализировали и раздробили по нескольким галереям...
Объединить собрание решили аж через 100 лет. Проект не из легких: 67 работ находились в Эрмитаже, 63 - в Третьяковке и 103 - в Пушкинском музее. Но все-таки коллекцию собрали. Отправили на «гастроли» в Париж. А вот дальше началось самое сложное. Из-за пандемии открытие выставки переносилось четыре раза. Закончилась пандемия - началась военная спецоперация. Мало того, за неделю до 24 февраля было принято решение о продлении выставки во Франции, потому как коллекция имела там большой успех. Но как в нынешних реалиях вернуть ее в Россию? Многие уверяли, что все, морозовских шедевров не видать нам теперь как собственных ушей.
- Возвращение коллекции потребовало больших усилий всех ведомств, включая правительство, Министерство культуры, таможенные службы, транспортные и страховые компании, Центробанк. Логистика была невероятно сложной, - делится директор Пушкинского музея Марина Лошак.
Это была тоже настоящая спецоперация. Зато теперь наши Ренуар, Гоген, Моне, Васнецов и Левитан - в Москве. И в культурной жизни страны это стало событием года!
Оксана Химич.
Фото: С. Киселев/Агентство «Москва»