«Сожалеете ли вы о том, что согрешили?» - «Куда сильнее я сожалею о том, что прожила без любви!» Так заканчивает свою жизнь Мата Хари в одноименном сериале на Первом канале, поставив любовь выше долга перед родиной.
Итак, на сей раз Россия, Украина и Португалия скрестили вместе ежа с ужом, пытаясь снять одновременно серьезную историческую драму и слезливую мыльную оперу. Результат получился настолько неоднозначным, что и говорить о нем непросто. Плохо вышло? Да нет вроде. Хорошо? Точно ничего хорошего...
Явная проблема сериала - сама Мата Хари. Вернее, ее исполнительница. Чтобы сыграть роль великой женщины, определенно нужно быть великой актрисой, в противном случае образ не клеится.
Недостаточно просто немного уметь танцевать. Величие актерской игры - оно всегда в мелочах. В том, как Вивьен Ли наполняет Скарлетт очаровательной «лисьей» мимикой и каким бездонным выходит Мюнхгаузен у Янковского. Мата Хари у Ваины Джоканте - это килограмм «убийственных» взглядов по сторонам, чемодан вздохов под луной, тонны грима. Вместо слез - закрытые веки, вместо лица - неподвижная маска.
Мата Хари блекнет и на фоне других актеров и актрис в сериале. Они, как розочки, украшают этот торт. Рутгер Хауэр, Кристофер Ламберт, Депардье наш родной, российский, Ксения Раппопорт опять же.
Все они знают свое дело, всем им хватает пяти минут, чтобы создать запоминающийся образ. Однако этим они только усиливают ощущение недостоверности происходящего. А все потому, что они-то как раз играют в исторической драме, в то время как Ваина Джоканте - в мыльной опере. А значит, несмотря на расстрел главной героини, любовь все равно немножко побеждает.
Мата Хари идет на смерть с отличным макияжем, а Владимир Маслов, вопреки исторической реальности, мстит за нее и убивает главного злодея выстрелом в сердце. В общем, «Граф Монте-Кристо» отдыхает.
Но это так, последняя грамматическая ошибка в плохо написанном школьном сочинении. А что делать учителям, когда про «Войну и мир» Толстого им пишут: «Бедный, бедный Пьер Безухов! Элен наставила ему рога, а князь Курагин сделал из него дойную корову»? Остается только развести руками и сказать: «Но ученик же старался! Садись, три!»
Татьяна Веденская.