На канале «Пятница» стартует новое реалити, в котором покажут, как знаменитости... лечатся от зависимостей. Причем в составе участников много тех, кто категорически отрицал у себя проблемы... За какую же сумму купили их признания?
Видимо, прошли те времена, когда на ТВ звездам приходилось осваивать перед камерами какие-то сложные навыки - бальные танцы, фигурное катание... Теперь в оборот пошли такие шоу, где надо лишь признаться в пороках. И тебя начнут от них избавлять под наблюдением телезрителей.
На этой неделе на канале «Пятница» состоится премьера реалити «Звезды под капельницей». Это такой социально-медицинский эксперимент, во время которого знаменитости будут бороться с зависимостями, у кого какие есть (алкоголь, легкие наркотики и т. д.). В списке участников балерина всея Руси Анастасия Волочкова, человек-скандал Никита Джигурда, телеведущая и светская львица Маша Малиновская, музыкальный видеоблогер Рома Желудь, актриса из сериала «Доярка из Хацапетовки» Евгения Осипова и т. д. Любопытно, что некоторые из участников ранее гневно отрицали наличие у себя каких бы то ни было проблем. Например, Анастасия Волочкова всех, кто подозревал у нее излишнее пристрастие к просекко, обзывала «завистливыми кошелками из хрущоб». А тут вдруг - раз! - и есть, оказывается, пристрастие.
«Звезды такие же люди, как все, - смеются, злятся и ошибаются. - глубокомысленно заметил Джигурда. - Этот проект не только увлекательный, но и нужный, поскольку честный разговор об алкоголе и о зависимости — это очень важно».
Но на самом деле есть подозрение, что знаменитостям просто заплатили за участие. Точнее, за позор в телеэфире. Интересно сколько?
- У всех разные контракты с разными суммами, - сказал нам телепродюсер, пожелавший сохранить анонимность. - И в этом случае конфиденциальность контрактов священна. То есть никто из участников не в курсе, сколько заработают его товарищи по шоу. Он в курсе только своей суммы. Сумма эта может варьироваться от 300 тыс. до 1,5 млн рублей за эпизод или 1-5 млн рублей за сезон в зависимости от известности участника. Гонорары «звезд-триггеров» (таких как Волочкова, Джигурда, Малиновская) - выше среднего, потому что именно на их присутствии строится промо и рейтинги. Ориентировочно это 3-7 млн рублей за участие в сезоне.
Но ведь звезды в довесок к деньгам получат еще избавление от пагубных привычек! Или нет?
- Я не могу рассматривать подобные телевизионные проекты как форму терапии в медицинском смысле, - говорит нарколог Игорь Веденин. - Лечение зависимостей - это сложный процесс, который требует доверия между врачом и пациентом, профессиональной этики и защиты личной информации. Когда такие процессы выносятся на камеру, терапевтический эффект почти неизбежно снижается: пациент начинает играть роль, а не работать с болезнью. Но с точки зрения профилактики и общественного просвещения открыто говорить о зависимостях - полезно. Проблема в том, в каком контексте это делается. Если цель шоу - вызвать сочувствие, показать механизм болезни и путь к выздоровлению, это может снизить уровень предвзятого отношения к людям с зависимостями. Если же акцент будет смещен в сторону зрелища, скандала, эмоциональных откровений и рейтингов, мы имеем дело с эксплуатацией уязвимого состояния человека, что противоречит медицинской и этической норме.
Особенно настораживает элемент «признания на камеру». Признание зависимости - важный этап лечения, но он должен происходить в безопасной терапевтической среде, а не под давлением аудитории. В противном случае это создает риск психологической травмы, рецидива и дискредитации самой идеи лечения.
Лидия Мезина
Фото: LEGION-MEDIA









