В прокат вышли сразу два семейных фильма - «Алиса в Стране чудес» и «Горыныч». И оба проекта сейчас активно ругают. Многие вообще удивляются: как можно было снять настолько плохо?..
«Алису в Стране чудес» с Анной Пересильд и «Горыныча» с Александром Петровым начали показывать в кинотеатрах одновременно. Поэтому хотя бы за счет сравнения один мог выделиться на фоне другого - показаться в чем-то лучше. Но оба проекта вызвали одинаковый поток негатива.
Авторы «Алисы» взяли за основу советскую музыкальную сказку 1970-х годов, песни к которой написал Владимир Высоцкий. Казалось бы, беспроигрышный вариант. Что там можно испортить? Однако критики пишут, что испорчено все!

«Сценарий - тихий ужас, - возмущается киноблогер Сергей Марочкин. - Алиса ничего не хочет, ни к чему не идет, мотивации ноль. Появляется герой Бурунова, поет - и исчезает, оставив после себя недоумение. Логики нет, действий нет, эмоций нет. Все красиво и мертво. Песни - отдельная боль. Героиня говорит на улице, потом вдруг начинает петь - звук студийный, губы не попадают, синхрон гуляет».
Для «Горыныча» у рецензента тоже не нашлось добрых слов: «Сценарий предсказуем до боли. Каждая реплика как под копирку. Уже через три минуты понимаешь, чем все закончится. И вот вопрос: куда смотрят Минкультуры и Фонд кино? Разве никто не видит сценарий до съемок? Или главное - «освоить бюджет» и поставить галочку «патриотическое кино снято»? Печально, что такие картины закрывают дорогу тем, кто реально хочет снимать честное, живое кино. И «Алиса», и «Горыныч» объединены одной бедой - в них нет души. Есть деньги, техника, актеры, но нет жизни. Нет истории, нет смысла. Созданы не ради зрителя, а ради кассы и отчетов».
Кинокритик Вера Аленушкина тоже отмечает, что оба проекта сняты по странным сценариям, в которых авторы не потрудились проработать образы героев:
«Персонажам попросту не повезло: без всяких подтекстов и загадок они становятся буквально одноклеточными и кажутся совершенно непроработанными. Например, Герцогиня (в «Алисе») злая, потому что злая. А если вы зададите себе вопрос: «А где же Чеширский Кот?» - ответа на него не найдете. В общем, как пел Владимир Высоцкий, «много неясного в странной стране».
Во многих отзывах отмечается, что и «Алиса», и «Горыныч» отличаются ярким визуалом. Но это чуть ли не единственный их плюс. По всем другим параметрам проекты провальные... И это почти со всеми новыми киносказками такая история. Что происходит?
Андрей Ургант считает, что проблема в бесконечных попытках сломать и перестроить на свой лад устойчивые сказочные конструкции:
- Мы начали разрушать легенды, наполнив это все какими-то современными словечками, смыслами. Роскошные сказки вдруг стали не то чтобы плохими... Они стали скучными, неинтересными.
Эту же мысль другими словами выразил и писатель Денис Лукьянов:
- Все дело в том, что следование первоисточнику сменилось желанием что-то вечно осовременивать без особого на то смысла.
Еще одна причина сказочных провалов, видимо, в том, что сказок в последние годы снимается очень много - по 30 (!) в год. Не все добираются до большого экрана, многие еще находятся в производстве... Но их снимают и снимают! «Ничего плохого в этом нет, - считает Алексей Учитель, папа Ани Пересильд, сыгравшей Алису. - Вопрос в том, чтобы не перекормить». Но, видимо, перекормили! Причем сказки приелись уже всем. И тем, кто делает кино в этом жанре, - они стали снимать откровенную халтуру. И тем, кто смотрит готовый, наспех слепленный продукт.
Лидия Мезина
Фото: кадры из фильмов.









