Кино и ТВ
4262 | 0

Лев Прыгунов: «Жизнь начинается после 70»

Лев Прыгунов: «Жизнь начинается после 70»
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

В своей жизни Лев Прыгунов успел очень много.

Снялся более чем в ста отечественных фильмах и в десятке голливудских. Дружил с Бродским и Высоцким. Самостоятельно освоил живопись - теперь не только актер, но и художник. Воспитал сына-режиссера... А недавно отметил 80-летие.

- Лев Георгиевич, а ведь вы не собирались становиться актером, правда?

- Да, так и есть. Родом я из Алма-Аты. Родители были учителями: мама преподавала литературу, отец - ботанику. И я тоже поступил в Алма-Атинский пединститут на биофак. Но смог проучиться там только два года. Во время учебы сдружился со студентами-филологами.

Интеллектуалы, блестяще образованные, прекрасно разбирающиеся в истории, литературе, кино, музыке. Почувствовав, что сильно отстаю от них в знаниях, я начал запоем читать. Моя двоюродная сестра, работавшая в спецфонде библиотеки, проводила меня туда, и я зачитывался книжками, которые нельзя было найти нигде.

Там же увидел альбом импрессионистов и был абсолютно потрясен этой живописью. Стал слушать классическую музыку, джаз и играть в спектаклях филологического факультета. Все стали говорить: «Тебе нужно быть артистом...» Вот тогда и решил поступать в театральный. Поехал в Ленинград...

- Почему не в Москву?

- Потом и в Москву. А в Ленинграде я поступил на курс к одной из лучших учениц Станиславского - к Татьяне Григорьевне Сойниковой, в ЛГИТМиК. В первые месяцы занятий она как-то сказала: «Вы, ребята, особо не думайте, театра сейчас нет, - не воспринимала ни Товстоногова, ни Акимова. - Но есть один мальчик в Москве, зовут его Толя Эфрос, на него вся надежда, может быть, он что-то в театре сделает». Она сказала это в 1959 году, и получилось так, что ровно через год, уехав в Москву, я попал в команду к Эфросу и проработал с ним два года.

Школа у них с Сойниковой была одна, но, к сожалению, он меня не взял, когда ему дали Театр им. Ленинского комсомола. Я остался в Детском театре, а когда мне все надоело, ушел прямо с репетиции. Потерял еще два года, но в это время уже попал в кино и сыграл много ролей. А к Эфросу ходил пить чай.

«С ВЫСОЦКИМ МЫ ЗАГУЛЯЛИ»

- Вы дебютировали в фильме «Увольнение на берег», где снимался Высоцкий...

- Да, тогда я учился на третьем курсе. Помню, долго проходили пробы, я переиграл все свои сцены с разными актерами. Последняя проба была с Высоцким, нас утвердили, на радостях мы с режиссером решили это дело отметить. Высоцкого еще никто не знал, а был он смешной, яркий, мощный, подвижный, как ртуть.

Вечером они пошли провожать меня на Ленинградский вокзал. Мы взяли бутылку «Бакарди», выпили втроем, режиссер сразу отпал, его отправили на такси домой. А Высоцкому, оказывается, тоже надо было в Ленинград через пару дней. Но он решил ехать, и в Ленинграде мы загуляли: я стипендию получил за все лето, а Володя - гонорар, прокатились потом еще и до Таллина...

- А как в 25 лет вы попали в итальянскую картину?

- Фильм «Они шли на восток» был совместным, советско-итальянским. Но я сыграл главную роль, причем у Джузеппе де Сантиса, одного из гениев неореализма. И должен был сниматься еще - из Италии мне тут же прислали телеграмму, что я утвержден на главную роль в «Тристане и Изольде».

Три месяца ждал, меня, к сожалению, не выпустили. Но в это время я чудом попал в советско-румынскую картину «Туннель». В коридорах «Мосфильма» столкнулся с режиссером Франчиском Мунтяну. Он спросил: «Сниматься будешь?» «Я-то буду, - ответил, - но кто меня пустит?» «Ты алкоголик?» - «Нет». - «Психопат?» - «Нет». - «Больной?» - «Нет...» Тогда я понял, что на меня наговаривают. Но Мунтяну пошел к руководству и заявил: «Солдата Гришу в моем фильме будет играть Прыгунов, иначе задерживаю картину на два месяца». А тогда только пришел к власти Чаушеску, и наши очень хотели наладить с ним контакт, так что режиссер этим воспользовался.

«МЕНЯ ВЕРБОВАЛИ В КГБ»

- Конечно, в чем-то мне повезло, - продолжает Лев Георгиевич. - Но при этом у меня была чудовищная депрессия, потому что, кроме белорусской, одесской и киевской киностудий, сниматься мне нигде не давали. Мало того, что не пустили в Италию, на съемки трех фильмов во Францию, из Дании трижды приезжали за мной, пока в «Красной мантии» не снялся вместо меня Олег Видов, так еще наезжали по линии КГБ, потому что я с неприязнью относился к советской власти и этого не скрывал. Спас меня один мой приятель - катала, игрок в карты, цеховик, которого подельники не раз спасали от расстрела...

- А с ним как познакомились?

- Через подругу моей жены, он оказался ее любовником. Как-то спросил меня: «Ты где-нибудь работаешь? Хочешь на «Мосфильм»?» «Я-то хочу, - отвечаю как обычно, - да кто меня возьмет? Даже Сергей Герасимов не смог пробить». И он при мне звонит всемогущему Лазарю Милькису (в течение многих лет организатор кинопроизводства на «Мосфильме». - Ред.). Говорит: «Рядом со мной мой хороший друг и хороший артист. Надо, чтобы он работал». В трубке ему что-то рассказывают. Он кивает: «Так-так-так». И мне: «Завтра приходи на «Мосфильм», все будет в порядке».

А пришел я к начальнику актерского отдела Адольфу Михайловичу Гуревичу, с которым у меня было два больших скандала. Людей он делил на «своих» и «чужих», и какими бы достоинствами ни обладал «чужой», говорил ему: «Куда ты лезешь, бездарь?!» Но едва открыв дверь, я услышал: «Лев Георгиевич, наконец-то вы с нами!» Мы обнялись, стали близкими друзьями. И потихоньку у меня все стало налаживаться. Поехал сниматься в ГДР, в Болгарию, утвердили на главную роль в сериале...

- И даже чуть не завербовали в КГБ?

- Ну это громко сказано! Да, меня пригласили в КГБ, начали нагло вербовать, пугали приводами в участок... А я же с 1964-го учил английский и, естественно, не пропускал ни одного англичанина-американца, чтобы не потренироваться. После этого меня сразу брали, зато я выучил язык. Помню, в те годы как-то спросил одного из Штатов: «Как тебе мой английский?» «Ничего, - говорит, - правда, разговариваешь как пьяный канадец...»

«СЫНУ СПАС ДВЕ КАРТИНЫ»

- Вы еще и китайский немножко знаете - на фестивале в Благовещенске с китайцами объяснялись вполне сносно...

- Это правда. В прежней жизни я, наверное, был китайцем, люблю китайскую философию. Некоторые древнекитайские законы помогают мне в жизни. Например, закон пустоты, который гласит, что если ты «забит» собой, то становишься никому не интересен. Не замечали в обыденной жизни: красавица явно жаждет закрутить роман, но у нее ничего не выходит, все внимание достается невзрачной, с ее точки зрения, девушке? Просто та спокойна и не тратит лишние силы. Так и в творчестве...

- Как думаете, вам завидовали коллеги?

- Знаете ли вы, что режиссеры в большинстве своем никогда не будут снимать успешного актера? Нет, это не абсурд. Мой героический фильм «Сердце Бонивура» был объявлен полным провалом, меня не снимали, а потом предлагали либо детское кино, либо фэнтези. Такая же история была у Владимира Коренева после «Человека-амфибии». Не снимали, боялись, что славу отберет, завидовали. Ну а самым успешным своим фильмом я считаю «Картину» Булата Мансурова по сценарию Даниила Гранина, притом что фильм показали всего лишь раз и спустя 20 лет, на юбилее режиссера.

- Ну а фильмы своего сына вы смотрите? Не критикуете его?

- Да, и мне нравятся фильмы Романа. Снялся у него в «Одиночестве крови», «Духless 2», сериале «Мертвое озеро». Более того, считаю, что спас ему две картины - убедил сделать счастливый финал в «Индиго», а также посоветовал, чтобы в первом «Духless» девушка все же позвонила герою и он вернулся к жизни.

Между прочим, зрители оценили. Финал обязательно должен быть счастливым, плохой вытягивает из человека энергию. Не просто же так в американских картинах положительный герой всегда выживает...

- Недавно вам исполнилось 80 лет. А как-то вы сказали, что настоящая жизнь начинается в 70. И что, убедились в этом?

- Об этом говорили древние китайцы-даосы. И я с этим согласен. В 70 лет открываются глаза, теряются иллюзии. Человек видит реальность, а не выдумывает ее. Хотя русского человека как раз отличает то, что его не волнует реальность. Для него важно то, что он думает о ней...

Андрей Князев,

фото из личного архива

Л. Прыгунова

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.