Кино и ТВ
345 | 0

Когда история обретает голос: в Ростове Великом показали фильм «Июньская Полынь»

4 мая в Ростове Великом, в стенах Гостиного двора — памятника купеческой архитектуры, — прошёл торжественный вечер, посвящённый памяти ветеранов и участников Великой Отечественной войны.

Когда история обретает голос: в Ростове Великом показали фильм «Июньская Полынь»
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

В рамках мероприятия был показан документальный фильм Юлии Бочаровой «Июньская Полынь».

Организаторами события выступили журнал «Урожай» и команда исторической площадки. Вечер был приурочен к празднованию Великой Победы. Именно с этой целью в Ростов Великий с Могилы Неизвестного Солдата в Москве был торжественно доставлен Вечный огонь. Этот символичный момент стал частью международной акции Народного фронта, объединившей людей по всей стране и за её пределами.

В Гостином дворе собрались зрители разных возрастов и поколений, в том числе представители ветеранских организаций города — участники Великой Отечественной войны: Дети войны и труженики тыла.

Ростов Великий — один из древнейших городов России — в годы Великой Отечественной войны не был оккупирован немецко-фашистскими захватчиками, однако вклад его жителей в Победу, наряду с другими прифронтовыми городами, значителен. В самый критический период — зимой 1941–1942 годов — всё взрослое население было мобилизовано на возведение оборонительных сооружений как в Ярославской области, так и на подступах к Москве и Ленинграду. Позже, с отступлением линии фронта на запад, Ростов Великий начал принимать эвакуированных детей из Ленинграда, а также вынужденных переселенцев из других районов СССР.

Центральным событием вечера стал показ и обсуждение художественно-документального фильма «Июньская Полынь». Эта картина — не просто кинематографическое произведение, созданное к 80-летию Победы. Это живая история, рассказанная изнутри. Фильм построен на воспоминаниях Виктора Гладышева, которому было восемь лет, когда началась война. Сегодня ему 92, и он — не просто свидетель, а один из участников войны, кто, пережив страдания и лишения, сохранил эти бесценные воспоминания для будущих поколений. Маленький Витя оказался в немецкой оккупации, помог вывести из окружения советских партизан, сквозь мороз и голод шёл под немецким конвоем и был чудом спасён советскими солдатами от гибели.

По словам режиссёра фильма Юлии Бочаровой, она давно хотела воплотить эту историю на экране. «Я задумала снять этот фильм семь лет назад, когда, познакомившись с Виктором Георгиевичем на телевидении, пригласила его на передачу ко Дню Победы. Но эфирного времени было очень мало — три-четыре минуты. Виктор Георгиевич рассказал мне в гримёрке всю свою жизнь, и я три часа проплакала и пообещала снять о нём кино. Тогда я ещё ничего не умела, не знала, как это делать. Но шли годы, снимались фильмы, и в 2021 году на гонорар от очередной картины я решила записать с ним интервью — так началась эта документальная история».

По замыслу создателей, фильм представляет собой документально-художественное произведение: рассказ главного героя дополняется игровыми сценами с участием актёров, в основном непрофессиональных, поскольку почти все они — дети. Особого внимания заслуживает энтузиазм создателей фильма: несмотря на скромный бюджет, они проделали огромную работу по приданию картине достоверности, художественной выразительности и эмоциональной глубины. Большое внимание было уделено работе со звуком и саундтреком, который усиливает эмоциональное воздействие и придаёт фильму цельность.

«Хочу поблагодарить Президентский фонд культурных инициатив, который поддержал нас и предоставил грант, а также продюсера фильма Илью Аксёнова, который без колебаний включился в работу, узнав, что снимается фильм о ребёнке войны. Он не только поддержал нас, но и сыграл в фильме главную роль — отца, а также доверил нам своего сына Колю для роли восьмилетнего Вити», — поделилась с залом Юлия Бочарова.

История Виктора Георгиевича, рассказанная в фильме, страшна своей правдой. Его отец, вдовец, незадолго до войны вырыл землянку для шестерых детей — чтобы было где укрыться от налётов, — и ушёл на фронт. «Учись, Витя, — сказал он младшему сыну, — будь хорошим человеком». Мальчик выполнил это обещание. Он выжил и сумел рассказать всем историю своего детства, полную как счастливых, так трагических воспоминаний.

Однако этот рассказ — не только о боли. Это история братства. Дети держались друг за друга, буквально спасая жизни. Один из братьев во время оккупации пошёл в соседнюю деревню через лютый мороз за мёдом для заболевшей младшей сестры. В банке не донесёшь — немцы отберут. Поэтому, по совету дяди, он смазал мёдом карманы пальто, отрезав их он по очереди отдавал, пропитанные медом карманы своим младшим братьям и сёстрам.

Судьбоносной оказалась встреча, произошедшая в самый тяжелый момент немецкой оккупации. Мальчик Витя запомнил женщину с младенцем на руках — это было, когда немцы согнали сельчан в заброшенный, неотапливаемый Боровский храм, где на каменном полу гибли обессиленные люди. Девочка часто плакала. Для Вити это был знак: жива. Спустя двадцать лет он узнал, что это была Анна — его будущая жена, с которой они прожили 63 года. Их семьи тогда, в том храме, оказались вместе — гонимые, осиротевшие, но несломленные.

Фильм снят для семейного просмотра, главным образом — для подростков, которые только начинают узнавать историю Великой Отечественной войны, получая близкий и понятный пример от лица своих сверстников. Дети войны даже в самых суровых условиях не переставали оставаться обычными детьми и как могли радовались жизни. Эта радость была в самых неожиданных вещах, например, братья наперегонки собирали осколки только что разорвавшегося снаряда, соревнуясь, кто найдет самый большой…

Война не щадила никого, но братья и сёстры Гладышевы оставались детьми. Она не смогла отнять у них детство, хотя и оставила в их сердцах неизгладимые раны.

«Подростками созидается поколение, — цитирует Достоевского сам Виктор Гладышев. — Я обязан рассказывать другим детям, что мы пережили. Чтобы войны не повторялись», — говорит он в одном из заключительных эпизодов картины.

Фильм «Июньская Полынь» — это не просто документальная хроника, а целая жизнь. По полноте ощущений картина напоминает повесть Рэя Брэдбери «Вино из одуванчиков», но наполнена горечью первых всходов июньской полыни, пронизавшей всё детство героя, забравшей близких и заставившей рано повзрослеть. В фильме нет искусственной патетики, но много человечности. Вопросы о добре и зле, жизни и вере, хрупкости детства и силе памяти проходят через весь фильм.

В программу вечера вошёл не только показ фильма, но и творческая встреча с режиссёром Юлией Бочаровой, которая поделилась историей создания картины и теми идеями, что легли в её основу. Особую атмосферу мероприятию придали выступления Александра Эгромжана и Светланы Феодуловой — они исполнили как авторские композиции, так и хорошо знакомые каждому патриотические песни.

Ростов Великий, принявший Вечный огонь и ставший площадкой для показа и обсуждения «Июньской Полыни», показал, что здесь встречаются прошлое и настоящее. В канун 80-летия Победы этот вечер напомнил о самом важном — о памяти и долге перед теми, кто своим мужеством и отвагой отстоял свободу и мир ради будущих поколений. Память о Победе должна быть вечной, а её уроки — непреходящими.

Алексей Вишец

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.