Кино и ТВ
3791 | 0

Кинофестиваль «Победили вместе» подвел итоги и определил победителей

В Сочи, в помещении городской филармонии, прошла торжественная церемония закрытия XVIII Международного кинофестиваля имени В. Меньшова «Победили вместе».  Были названы победители семи конкурсных программ.

Кинофестиваль «Победили вместе» подвел итоги и определил победителей
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

«Всегда важен контекст времени. Одни и те же фильмы в новом контексте могут звучать по-разному. Важно, что в этом году фестиваль декларирует победу не только в рамках войны, но и в нормальной повседневной жизни, когда люди не теряют себя или даже обретают себя благодаря невероятно сложным обстоятельствам. Вот этим характерна программа этого года», – прокомментировал особенности программы фестиваля его президент и председатель жюри основного конкурса фестиваля, Владимир Хотиненко.

«Фестиваль «Победили вместе» имеет международное значение, потому что многие участники и члены жюри могут обмениваться своими взглядами на документальное кино и на мировой кинопроцесс.   Киносмотров, на которые приезжают участники и гости из дальнего и ближнего зарубежья в России немного. По своему опыту знаю, что много моих учеников и выпускников участвовали и побеждали иногда. Это говорит о том, что фестиваль занимается поиском молодых талантов из разных киношкол страны», – заметил известный документалист, продюсер и преподаватель ВГИКа Сергей Мирошниченко.

«В этом году стало ясно, что фестиваль «Победили вместе» становится основной площадкой документального кино России. И я думаю, что и в последующие годы он останется главным фестивалем, куда все документалисты будут стремиться представить свою работу.

Второе отличие, которое меня тоже в этот раз приятно порадовало, это то, что сегодня в работах, которые представляют наши номинанты, далеко не все принадлежат к главной тематике «Победили вместе», «эху» Великой Отечественной войны. Конечно, Великая Отечественная война – это святое для нашей страны, для нашего народа, но нельзя жить, идти вперед с головой, повернутой назад. Надо думать о сегодняшнем, надо думать о будущем. И вот в этот раз мы увидели много работ, которые были связаны именно с сегодняшним днем.

Также хочу отметить, что по сравнению с прошлым годом уровень профессионализма сильно вырос», – подметил председатель жюри международного телевизионного конкурса, директор спецпроектов Общественного телевидения России, вице-президент Евразийской Академии Телевидения и Радио, медиаменеджер, продюсер Сергей Ломакин.

Российский киновед, кинокритик, режиссёр документального кино, культуролог, сценарист, кандидат филологических наук Андрей Шемякин поделился своим мнением об этом фестивале:

«Мне кажется, фестиваль находится в становлении. Организаторы поступили очень остроумно, сделав его кочующим, поэтому кризис отдалился. Сейчас фестиваль, хотя бы временно, должен найти порт прописки и Сочи в этом плане весьма удачный выбор. У фестиваля есть все необходимые инструменты, чтобы чётко сосредоточиться на динамике развития той или иной проблемы в кино».

А теперь о призах фестиваля:

Главный приз международного конкурса социальных фильмов получила лента «Дайте мне победить» о специальной олимпиаде, в которой участвуют спортсмены с ментальными особенностями.

«Хотелось найти изначально какую-то энергию молодости, сделать о чем-то позитивном: о музыке, драйве. Получилась, конечно же, социальная драма про мать с детьми с аутизмом. Изначально посыл был найти позитивную энергию», – поделился режиссер Григорий Курдяев.

 

МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС

— Приз за лучший короткометражный фильм: «ЗАРИ», режиссёр Арман Голипур Даштаки, Иран

— Приз за лучшую сценарную работу: «ЧЕЙ Я ПЁС?», режиссёр Роберт, Румыния

— Лучший дебют: «ПОЧЕМУ?», режиссёр Теодор Геонов, Болгария 

НАЦИОНАЛЫЙ КОНКУРС ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ ФИЛЬМОВ

— Первый приз имени Владислава Микоши: «ЧЕЛОВЕК ТРУДА», режиссёр Ольга Ажнакина, Россия

— Приз за лучшую режиссерскую работу имени Игоря Шадхана: «ОРАНЖЕВЫЙ МЯЧ», режиссёр Наталья Саврас, Россия

— Приз за лучшую операторскую работу имени Анатолия Головни: «МИША-ЛЕДОКОЛ», режиссёр Дмитрий Степанов, Россия

«Название фестиваля обозначает победу не только в войне и не только военных конфликтах, но и победу человека над обстоятельствами, победу над собой, своими недостатками, пороками. Когда-то Станиславский говорил, что задача художника-творца после проделанной огромной подготовительной работы выйти, действуя «проще, легче, выше, веселее». Вот этих качеств на фестивале в этом году стало больше»– о своем восприятии программы Национального конкурса рассказал член жюри, писатель и журналист Александр Кондрашов.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС КИНОШКОЛ

— Приз за лучший фильм: «ЦЫГАНСКАЯ МЕЧТА», режиссёр Мирослав Блажески, Македония

— Приз за лучшую молодую режиссуру: «OYUM», режиссёр Айдай Аскарова, Кыргызстан

МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС «ИСТОРИЯ В КАДРЕ»

– Приз председателя Оргкомитета фестиваля Андрея Бельянинова

«ПАТРИАРХ ТИХОН У ВЛАСТИ НА КРАЮ. НЕИЗВЕСТНЫЕ СТРАНИЦЫ СОВЕТСКОЙ ИСТОРИИ», режиссер Алексей Кустов, Россия

— Приз «История в кадре – новые грани» за свежее освещение исторических процессов: «РУССКИЙ ИСХОД НА МАЛЬТЕ», режиссёр Максим Рыжаков, Мальта

— Приз программы «Военная тайна» – за лучший теле- или кинопроект, посвященный отечественной или мировой истории: «ЦСДФ: ТОЧКА ОТСЧЕТА. БАЛЛАДА О ФРОНТОВОМ ОПЕРАТОРЕ», режиссёр Андрей Истратов, Россия

МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС СОЦИАЛЬНЫХ ФИЛЬМОВ

— Приз за лучший полнометражный фильм: «ДАЙТЕ МНЕ ПОБЕДИТЬ», режиссёры Мария Финкельштейн, Светлана Музыченко, Россия

«Всё документальное кино – социальное. Если оно не социальное, то это уже не документальное кино. Если мы думаем, что наша социальная жизнь идеальна и нет никаких проблем, которые решать надо обществу и власти, мы ошибаемся. Мы должны говорить, как жить, как выжить в этих условиях, что делать, как обвинять общество, чем мы можем помочь ему. Я убежден, что социальное кино должно быть некомфортным для просмотра. И если в фильме нет конфликта, то это не кино, а реклама. Я приветствую те фильмы, в которых есть болевая точка, и есть замечательные люди. Ведь все кинодокументы построены на преодолении конфликтов: социальных, политических, экономических, психологических», – отметил председатель жюри конкурса социальных короткометражных фильмов, журналист, критик и режиссёр Виталий Потемкин.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТЕЛЕВИЗИОННЫЙ КОНКУРС

— Приз за лучший телевизионный документальный фильм: «ВОЙНА. ЖЕНСКИЙ РОД», режиссёр Екатерина Толдонова, Россия

— Приз за лучший телевизионный цикл или сериал: «ПАСТИЛЬНИЦА. ЗАБЫТОЕ РЕМЕСЛО», режиссёр Юлия Маврина, Россия

— Приз за лучшую телевизионную работу (в разных жанрах): «ЗА НАШУ «ПОБЕДУ». ОТ МЕЧТЫ ДО ЛЕГЕНДЫ», режиссёр Екатерина Шаромет, Беларусь

— Приз за лучшую телевизионную работу о культуре имени Святослава Бэлзы: «3723 ВОЗНЕСЕНСКИЙ», режиссёр Валерий Белов, Россия

— Приз имени Джеммы Фирсовой – за лучшую социально-философскую телевизионную работу: «ТРИ СОРАТНИКА», режиссёр Владимир Тюлькин, Казахстан

СПЕЦИАЛЬНЫЙ КОНКУРС «ГОЛОСА НЕСЛОМЛЕННЫХ ЛЮДЕЙ»

— Приз за лучший фильм: «БЫТЬ МОЛОДЫМ», режиссёр Федор Малышев, Россия

— Приз жюри за лучшую авторскую работу: «ТЕАТР НА ЛИНИИ ФРОНТА», режиссёр Марина Миронова, Россия

– Специальный диплом и приз: ДОНБАСС. ГОЛОСА НЕСЛОМЛЕННЫХ ЛЮДЕЙ», режиссер Олеся Орленко, Россия

– Специальный диплом: «ВРАЧИ В БРОНЕЖИЛЕТАХ», режиссер Дарья Дытынко, Россия

«Перестали искать кого-то немытого, грязного, злого, некрасивого. Стали искать интересного. Вдруг оказалось, что много интересных людей с интересными судьбами, с драмами, со смешными сюжетами», – сказала на церемонии закрытия форума член жюри международного конкурса документальных фильмов, киновед Ирина Павлова.

Пожалуй, один из главных итогов киносмотра по утверждению его организаторов стало появление новых героев в документальном кино. Именно это отличает современную документалистику от современного игрового кино, в котором героев пока очень мало.

Андрей Князев,

Виталий Сиязев.

Фото А. Коченов

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.