Вслед за Малаховым и Олешко первая кнопка лишилась проектов «Наедине со всеми» и «Пока все дома». Теперь многие гадают: кто на выход следующий?
«Мир Новостей» задался другим вопросом: что же все-таки происходит с Первым каналом?
Программа Тимура Кизякова «Пока все дома» считалась долгожителем, лишь чуть-чуть недотянула она до 25-летия. Но вот несколько месяцев назад влипла в скандал с видеопаспортами для детей-сирот.
В СМИ появилась информация, что на их создание Кизяков получал деньги и от канала, и от Министерства образования, и от частного спонсора - мол, «ласковый теленок двух маток сосет», а тут даже трех. Сам ведущий, не отрицая контактов с Минобром, называл появившуюся информацию заказом от конкурентов, желающих получать столь же жирный кусок госзаказа. А Первый канал, по его мнению, просто нашел повод избавиться от передачи.
- К тому все шло - программа давно была как бельмо на глазу у руководства канала. Потому что неинтересная. Закрыть ее все руки не доходили и вот дошли, - коротко прокомментировал ситуацию «МН» источник на Первом.
Юлия Меньшова свой проект, где была не только ведущей, но и автором, как говорит, закрыла сама.
- Решение принято мною, - поведала она «МН». - Сейчас наша команда работает над новым проектом. Сделав публичное заявление о завершении прежнего, мы попытались пресечь слухи и домыслы, которые нагнетаются и мешают. О своих планах рассказывать пока не стану - когда работа будет сделана, зрители ее увидят.
- Слухи идут и будут идти. Потому что нет официального релиза - о закрытии тех или иных передач зрители узнают буквально в последний момент, и информация, как правило, неполная. Первый канал не в диалоге с аудиторией, это однозначно. Так, например, до сих пор не сочли нужным официально заявить о причинах ухода Андрея Малахова. Хотя такое заявление стоило бы сделать просто из уважения к зрителям, - считает телевизионный консультант, старший научный сотрудник Института психологии РАН Ольга Маховская.
Но, конечно, никто официально не объявит, например, о том, что кадровые чистки на Первом идут полным ходом. Как и не скажут, какие программы, что называется, «за жизнь» стоят в очереди на выход.
Причины больших перемен очевидны. Впереди президентские выборы. В эфире главного канала станет однозначно больше политики и заигрываний с аудиторией, в первую очередь с аудиторией от 20 до 40 лет. На этом фоне выглядит логичным исчезновение как старых добрых передач, так и ведущих, не популярных у молодежи.
И что же дальше? Из эфира уберут «Поле чудес», «Давай поженимся!», «Модный приговор», другие программы, не вписывающиеся в концепцию? «Весь мир до основанья мы разрушим», а затем будем строить новый канал?
- В этой попытке ухватиться за последнюю соломинку есть нечто болезненное. Такое впечатление, что Эрнст судорожно пытается обрести «вторую молодость», вернуть время, когда Первый поражал оригинальностью, а рейтинги были гигантскими, - говорит Маховская. - То, что происходит сейчас, напоминает панику на корабле, когда начало шторма капитан проморгал, а теперь судорожно пытается спасти несущееся на риф судно.
- Вообще, все эти перемены на медийное сообщество производят впечатление устрашающее, - подчеркивает наша собеседница. - Убирают людей, которые, как изваяние Ленина, стояли годами в эфирной сетке. Не могу сказать, что я была влюблена в тех же Кизякова или Малахова. Но они появились на ТВ в 90-е и обладали харизмой. Те, кого наблюдаю на телевидении сейчас, извините, обезличенная посредственность: в одинаковых костюмчиках, с одинаковыми четко выверенными текстами «по протоколу».
Как бы ни было, задача у руководства канала сейчас почти неподъемная - понравиться молодежи. А значит, совсем скоро увидим на экранах, например, популярных и авторитетных блогеров. Не случайно же кое-кого из них уже и в Госдуму приглашали рассказать о чаяниях молодежи.
- Приведет ли все это к повышению качества российского телевидения - большой вопрос. Я бы не питала иллюзий, - резюмировала Маховская.
ДРУГОЕ МНЕНИЕ
Григорий Шевелев, телеакадемик, бывший главный редактор программы «Время»:
- Канал обновляет вещание, это очевидно. В чем подоплека, пока сказать не могу. Меньшова говорит, передачу закрыла сама - захотелось перемен. С моей точки зрения, логика в этом есть.
На советском телевидении передачи жили, не претерпевая каких-либо значительных изменений, по 20-30 лет. Но сегодня другое время - очень быстрой смены событийной картинки.
Скажем, программа «Пока все дома» была хороша в свое время. Но сейчас много похожих. Если не привязываться к финансовому скандалу, итог (исчезновение из эфира) логичный - программы устаревают.
- А как оцениваете работу нового ведущего «Пусть говорят» Дмитрия Борисова?
- Как ведущий информационной программы он мне нравится. Но в ток-шоу, конечно, не Малахов. Хуже или лучше, судить пока сложно. Ведь прошли всего несколько эфиров.
* * *
А вот Маховская о Борисове высказалась так:
- Очень нейтральный. Как и полагается новостнику. Ведущему же ток-шоу надо более эмоционально реагировать на происходящее в студии. Но смотреть его будут: красивый мальчик, неженатый. Может, пупсика этого полюбят женщины за 40. Он вежливо говорит, но, на мой взгляд, пусто.
Виктория Катаева.
PERSONA STARS,
FOTODOM.RU