Кино и ТВ
3828 | 0

Андрей Кончаловский: «Миром движет страх»

Андрей Кончаловский: «Миром движет страх»
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Свой новый фильм «Грех» Андрей Кончаловский снимал в Италии.

В главных ролях - сплошь итальянцы. Лишь одна эпизодическая роль без слов досталась музе режиссера - его супруге Юлии Высоцкой…

Каждый фильм Кончаловского, начиная с «Первого учителя», - важное событие в культурной жизни страны. Режиссер очень избирателен в выборе тем для своих высказываний, старается быть выше суеты сегодняшнего дня, работает с прицелом на вечность.

Таким был и предыдущий фильм «Рай», отмеченный множеством престижных наград, и «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына», за который Кончаловский получил главный режиссерский приз Венецианского кинофестиваля. Такой задумана и последняя работа режиссера - кинолента «Грех», главный герой которой Микеланджело - один из величайших художников всех времен и народов.

- Андрей Сергеевич, какого главного принципа вы придерживаетесь, когда работаете над фильмом?

- Вы знаете, я вспоминаю фразу, которую сказал создатель танка Т-34: «Сложно каждый дурак сможет, а ты попробуй сделать просто!» Вот эта фраза для меня является целеполагающей - чтобы, когда ты снял фильм, он был простым. И за этой простотой должен скрываться смысл.

- Почему же вы решили снять фильм именно про Микеланджело?

- Говорить режиссеру о своих причинах, почему выбрал именно этого героя, наверное, неправильно. Это все равно что обсуждать, почему, например, Бетховен посвятил свою Третью симфонию Наполеону, а потом вдруг изменил свои политические взгляды и назвал ее просто «Героической». И то, и другое решение имело для него определенный смысл, но объяснять это другим людям бессмысленно. Точно так же, как бессмысленно говорить о том, почему я взял Микеланджело, а не Леонардо да Винчи или Марка Шагала.

- Много пришлось изучать трудов по Микеланджело - исторических, искусствоведческих, биографических?

- Книжек об этом уникальном человеке действительно много - замечательных и интересных, советую почитать. Одна из них называется «Потолок Микеланджело», она по Сикстинской капелле. Есть еще книга «Микеланджело и богатство», там рассказывается, как и сколько он зарабатывал, на что тратил деньги.

Но чем больше книжек, тем сложнее писать сценарий, потому что все факты из жизни Микеланджело очень хорошо известны и задокументированы, например его письма домой, переписка с сильными мира сего, переписка с семьей и так далее.

Когда с Тарковским мы писали сценарий об Андрее Рублеве, было проще, потому что фактов известных очень мало и можно было немного фантазировать. Но мне бы очень хотелось, чтобы люди полюбили Микеланджело, даже если не знают его скульптур. Я его знаю и люблю. Я на него похож, а он похож на меня…

- Расскажите немного о съемках. Знаю, у вас в фильме снимались и непрофессиональные актеры…

- Когда мы стали искать исполнителей на некоторые роли, то поехали в Каррару (местность в итальянских Альпах, где находятся старинные каменоломни. - Ред.). Там три тысячи лет добывают мрамор, его использовали еще для великих античных статуй. И там, в этих деревнях, которым по три тысячи лет, живут люди, которые из поколения в поколение добывают мрамор. Туда никого не пустят чужого, чтобы он тоже работал на мраморе, это очень плотный класс людей. Они ходят по этим отвесным скалам, как горные козлы, они висят над этими пропастями.

Честно скажу, мне было страшно каждое утро, когда мы там снимали. Но я понял тогда, что нет смысла везти сюда массовку, люди просто не смогут тут ходить. И я снимал местных жителей, нашел там 50 людей. То есть получается, у меня в фильме три главных героя: каррарцы, кусок мрамора и Микеланджело.

- Ваш фильм называется «Грех». В нашей жизни сейчас все быстро меняется. Изменилось ли понятие греха? И что для вас главный грех?

- На мой взгляд, мало что изменилось и вряд ли что-то изменится в ближайшее время. Миром, человеческим поведением движет страх. Страх смерти, голода, холода, унижения. Мы испытываем этот страх ежедневно по разным поводам. Это нормально, это естественно, потому что этот страх гарантирует выживание человека, да и любого живого существа. Этот страх зиждется еще и на том, что существует алчность, и эта алчность пока непобедима. Это и есть грех...

Валерия Хващевская.

Фото В. Тараканова.

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.