Кино и ТВ
6860 | 0

«Василий Теркин» - вне времени и истории

«Василий Теркин» - вне времени и истории
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

В московском театре «Школа драматического искусства» состоялась премьера спектакля «Василий Теркин» по одноименной поэме Александра Твардовского.

Несмотря на то, что постановка приурочена к восьмидесятилетию со дня первой публикации поэмы, она не стала работой «к дате», а сохранила смыслы и искренность самой поэмы.

Автор создавал свое произведение во время Великой Отечественной войны, его герой Василий Теркин проживал события вместе с бойцами на передовой, ранеными в госпиталях, людьми в тылу. Тогда еще никто не знал исхода...

Но Твардовский был уверен в одном: у каждого человека достаточно жизнелюбия, человеческих сил, чтобы улыбкой, шуткой, добрым словом ободрить людей вокруг.

Поэма Александра Твардовского по-настоящему ушла в народ: ее главы переписывали, читатели массово писали продолжения. Автор не был против, ведь поэма становилась такой, какой изначально была задумана. Не идеология, но дух, не сложная литература, а народное творчество. Возможно, именно подобное отношение к поэме сделало   Василия Теркина не просто героем придуманного произведения, но близким и родным товарищем, вполне живым и реальным.

Режиссер Глеб Черепанов выбрал для постановки формат площадного театра, а потому пригласил к участию в спектакле артистов ярких, способных на мгновенные переходы между сюжетами, на такие же быстрые смены ролей, умеющих сыграть и тонкую лирику, и характерную сцену одинаково талантливо. В спектакле заняты: Регина Хакимова, Анастасия Фурсова, Николай Гонтар, Федор Леонов, Игорь Лесов, Евгений Поляков. Публика встретилась с яркой игровой постановкой, ведь «Василий Теркин» по мнению режиссера - идеальный материал для масочного театра, для импровизации комедии дель арте.

Главную роль исполнил Андрей Харенко. Особыми чертами его Василия Теркина стала искренность и открытость. Этот персонаж даже сцену с ранением или символическое обручение со Смертью проживает со всей отдачей, не скрывая чувства и мысли. Он весь как на ладони, оттого и вызывает в зале такую же искреннюю симпатию. Это, несомненно, роднит Теркина из спектакля «Школы драматического искусства» с героем поэмы.

Зал «Манеж» Сцены на Сретенке не стал иллюстрацией военной хроники, не обрел реалистичных деталей, а костюмы не были воспроизведением одежды времен Великой Отечественной войны. Создатели не ставили своей целью достоверность, а символичностью декораций и костюмов художник спектакля Ольга Левенок только подчеркнула вневременность поэмы, ее глубокий смысл, важный и в наши дни. Художник вдохновлялась фигурами с картин Малевича: сочный колорит придает спектаклю необходимую условность.

Конечно же, в наше время любая постановка на военную тему вызовет некоторые вопросы о позиции, основной линии и уровне политизированности. Однако Глебу Черепанову удалось обойти все острые углы и вопросы, создав постановку прежде всего о людях. Их чувствах, мыслях, бедах и радостях. В этом - параллель с первоисточником, ведь в своей поэме Твардовского также избежал и осуждения, и восхваления, оставив исторические решения на откуп читателям.

Марина Белова.

Фото Т. Вальяниной

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.