Сериал «Хор» - о легендарном детском вокальном коллективе - состоит всего из 12 серий. Это немного. А вот эмоций у зрителей оказалось море!
Ведь сценарий отсылает к конкретному периоду времени, к конкретному хору и даже к конкретным людям...
Надо заметить, что путь к зрителю у этого сериала оказался трудным. Он был снят еще в 2018-м. И тогда же была обещана телевизионная премьера.
Но в итоге «Хор» почему-то положили на полку. Недавно его с той полки достали. И сначала показали зрителям стриминговых платформ. Лишь после этого сериал появился в эфире Первого канала, вызвав огромное количество отзывов и рецензий.
В центре повествования - Большой детский хор Всесоюзного радио и Центрального телевидения. Тот, который в 1970-е годы был самым-самым! Песни в исполнении хора звучали повсюду. Мальчики и девочки в парадной форме принимали участие во всех значимых концертах - и правительственных, и телевизионных. В репертуаре было огромное количество композиций - от тех, что звучали в мультиках и фильмах, до песен, написанных специально для этого коллектива самыми маститыми поэтами и композиторами. В сериале этот музыкальный материал используется, как используются и аллюзии на реальных людей. Сериальный худрук Грачев - это явно легендарный Виктор Попов, а в образе юного солиста с непростой судьбой Юры Соловьева угадывается «советский Робертино Лоретти» Сережа Парамонов. Авторы сценария заранее предупредили: мол, мы многое придумали, поэтому не проводите никаких параллелей. Но как не проводить, если параллели очевидны? Другой вопрос, насколько они точны... Об этом мы спросили у солиста Большого театра Вадима Тихонова, который в детстве был одним из солистов Большого хора. Того самого!
- В этом сериале нет правды, - поделился впечатлениями заслуженный артист. - Сценарий очень слабый. Хоть бы спросили у людей, которые точно знают, как все было... Но не спросили. И получилось то, что получилось. Все там какое-то убогое. У нас такого не было! Я ведь в этом хоре пел практически с его основания. И у нас были великолепные условия для занятий. Было здание школы - последний этаж с большими окнами. Был шикарный актовый зал. А в сериале показали какой-то спортзал, какое-то подполье. Это ужас! И Виктор Сергеевич (Попов. - Ред.) был молодым красавцем, подтянутым, открытым, с большими лучистыми глазами, с роскошными волосами. А в сериале его изобразили неприятным типом с каким-то непонятным менталитетом. Да еще таким, который не любит детей. Виктор Сергеевич очень любил детей. Когда он входил в наш светлый зал, то становилось еще светлее! Это был Человечище с большой буквы. Он научил нас чувствовать и ценить музыку. В каждого вложил искорку своей собственной души!
- Но авторы сериала сами признались, что многое нафантазировали и любые совпадения случайны.
- Записи именно Большого детского хора тоже там случайно звучат? Если авторы не хотели параллелей с нашим хором, то зачем взяли наши старые записи? Это ведь тоже некорректно. В Советском Союзе было множество детских хоров, которые исполняли те же песни. Берите и делайте что-то на их основе! Но если вы имеете в виду именно Большой детский хор, то надо быть исторически и морально честными. А тут все показали совсем не так, как было. Более того, складывается ощущение, что перед авторами стояла задача - через историю Большого хора очернить тот период. Зачем? Нам надо, наоборот, осветлять наше прошлое, чтобы на этой основе строить потом будущее.
Лидия Мезина
Фото: ПЕРВЫЙ КАНАЛ