Сериал «Гостиница «Россия» вызывает массу споров. Так ли было на самом деле? Или все, что показано в кино, - лишь выдумка сценариста и режиссера?
На экране как бы закулисье советской жизни 70-х. Иностранцы, стукачи, чиновники и их завистливые жены. Ну и сквозной нитью - любовь, которой не суждено сбыться в несвободной стране. Но это в кино. А как было в жизни, в том числе в знаменитой гостинице «Россия»?
- С первых же серий я узнал Москву периода моей юности, - констатирует бывший сотрудник КГБ, а ныне историк и писатель Арсен Мартиросян. - Мода - того времени. Платья, пальто, шапки советских граждан так и выглядели. Сотрудники Мосгорисполкома носили такие пирожки (головной убор. - Ред.), как мы видим в сериале. А партийные деятели нахлобучивали меховые шапки весьма странного вида - я увидел их на экране и испытал ностальгические чувства. Все точно, так и было. Вот только...
В 4-й серии задерживают итальянского политэмигранта - тот пытается вывезти из СССР коллекцию картин. В следующих кадрах гэбисты приводят на разговор его жену и дочь. И вот этот эпизод вызвал у бывшего сотрудника органов большие сомнения.
- Давление на родственников не позволялось! - уверяет Арсен Мартиросян. - Могли в разговоре намекнуть, что, возможно, родню привлекут в качестве свидетелей. Но такого, чтобы открыто стращали, быть не могло!
И еще одну неточность заметил. Курсант военного училища ходит в ресторан, причем в форме, спит с певичкой, водит дружбу с фарцовщиками... На самом деле сложно представить, чтобы курсант мог так свободно себя вести. Я сам был курсантом школы КГБ. И мы, например, ужасно боялись любых компрометирующих связей. А курсанта и вовсе за малейшую вольность могли очень сильно взгреть. Вплоть до отчисления, что в те годы считалось бы катастрофой в судьбе.
Гостиница для иностранцев действительно была особым миром. Причем существовала под четким контролем КГБ. Там ловили и вербовали шпионов, в том числе и с помощью девушек легкого поведения, которые сотрудничали с органами.
Единственная неточность в данном пункте - техника для прослушки была куда более совершенной, чем показали в сериале, - там прямо допотопная. В остальном у знатоков того времени к картине претензий нет. Даже наоборот - историки восхищаются тем, как точно показали киношники отдельные моменты. Например, открытое противостояние между Гришиным (первым секретарем Московского горкома КПСС) и Промысловым (председателем Мосгорисполкома), а также их женами. Последние друг друга и вовсе буквально ненавидели.
- Это была женская зависть. Если у одной новое платье - вторая тут же устраивала разнос мужу: «Хочу платье еще лучше!» Если у одной сережки, то и второй надо такие же, к супругу предъявлялись требования: «Достань хоть из-под земли!» Жены и бриллиантами приторговывали, и все об этом знали, - подчеркивает Мартиросян.
И героиня актрисы Екатерины Вилковой, по словам историка, похожа на сотрудницу сферы обслуживания того времени.
- Брали девушек с интеллектом, симпатичной внешностью. Вышколенных, чтобы действовали строго по инструкции. Она так себя и ведет.
Ирина Иванова.
Фото Первый канал.