Кино и ТВ
1570 | 0

«Блокадный дневник»: заслужил ли фильм награду?

Фильм, который режиссер Андрей Зайцев снял по воспоминаниям Даниила Гранина, Ольги Берггольц и других блокадников, получил главный приз на недавнем ММКФ. Однако мнения зрителей о картине разделились...

«Блокадный дневник»: заслужил ли фильм награду?
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Резко против фильма выступила дочь Даниила Гранина Марина Чернышева-Гранина. Правда, на тот момент она еще не видела картину целиком, посмотрела только трейлер.

- Кадры мне показались какими-то фальшивыми, не настоящими. Ничего интересного я в них не увидела, - заявила Ольга Даниловна.

Также она заметила, что с ней, как с наследницей писателя, не был заключен договор о праве на использование произведения Даниила Гранина. Даже были привлечены юристы, которые провели с режиссером и продюсерами определенные переговоры. В итоге вопрос удалось утрясти в досудебном порядке, претензии были сняты. И в дальнейшем ничего плохого о фильме Ольга Даниловна уже не говорила.

Однако некоторые историки раскритиковали картину в пух и прах: мол, там много неправды и сплошная чернуха: абсолютный хаос, каннибалы, горы мертвецов, истеричные милиционеры, люди-зомби, подлецы из числа собирателей трупов, пытающиеся нажиться на чужом горе...

Споры вокруг «Блокадного дневника» продолжаются до сих пор. И нередко высказывается мнение, что такая вот интерпретация трагических страниц истории Ленинграда совсем не достойна награды главного кинофестиваля страны. И что с книгами Гранина и Берггольц там вообще мало общего...

- Это фильм по мотивам (!) произведений Гранина и Берггольц, - объяснил нам кинокритик и программный директор ММКФ Кирилл Разлогов. - И естественно, что фантазмы, которые посещают родственников или читателей при прочтении книг, отличаются от фантазмов режиссера. Это абсолютно неизбежная вещь.

Картина, по моему мнению, талантливая. К ней были какие-то формальные претензии. Например, мы спорили, нужен ли в качестве сопровождающего голоса мужской или лучше, чтобы был женский. Еще споры шли по поводу сочетания современных цветных эпизодов и черно-белых, в духе Тарковского...

А в целом картина стилистически очень интересная. Это безусловно яркое, самобытное произведение, обладающее значительно большей достоверностью по поводу того, что реально происходило во время блокады, чем привычные нам «приглаженные» образы, которые мы знаем по другим фильмам.

Да, картина кого-то шокирует, кому-то не нравится, кому-то кажется не соответствующей исходным произведениям. Но так всегда бывает. У всех свое представление об исторической и художественной правде.

Михаил Николаев.

Фото: киностудия «Сентябрь»

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.