Никита Михалков презентовал новую кинопремию. Международную. Задуманную с таким размахом, что хочется немедленно прокричать в телефонную трубку: «Алло, Галочка, ты сейчас умрешь!..»

Умереть - от зависти, конечно, - должны будут учредители всяких других международных наград в сфере кинематографа. Ведь наша новая премия «Бриллиантовая бабочка» адресована кинодеятелям всего евразийского пространства. И претендует на то, чтобы затмить и каннскую «Пальмовую ветвь», и оскаровскую статуэтку.
- «Оскар» денег не дает. А мы будем! - заявил Никита Михалков.
И озвучил прейскурант: премия за лучший фильм составит 1 млн долларов. А лауреаты в других номинациях получат по 250 тысяч долларов. Всего в премии 12 номинаций: за лучший фильм, режиссуру, сценарий, операторскую работу, музыку, художественное оформление, разумеется, исполнительское мастерство. Специальный приз планируется за вклад в мировой кинематограф. Сам приз в виде бабочки имеет художественную и ювелирную ценность. Он усыпан бриллиантами. Искусственно выращенными, но все же… Сам Михалков заметил, что приза такой красоты точно нет ни у одной премии!
Первая церемония Евразийской кинопремии состоится в Москве уже 5 декабря 2025 года. Прием заявок открыт...
Что ж получается? В пику «Евровидению» у нас организовали «Интервидение», подготовка к которому в самом разгаре. А в пику «Оскару» появилась «Бриллиантовая бабочка»…
- Пока это все выглядит достаточно абсурдно, - говорит киновед и организатор многих кинофестивалей Вячеслав Шмыров. - Ссылка на «Оскар» побуждает напомнить, что премия «Оскар» возникла через несколько лет после того, как была сформирована Американская киноакадемия. Она появилась в 1927 году. И ее появление было следствием очень активного развития Голливуда. Поэтому цепь событий была такая: сначала - Голливуд, потом - киноакадемия, дальше - «Оскар». В логике Никиты Сергеевича все наоборот: сначала - «Бриллиантовая бабочка» за миллион долларов, потом - киноакадемия, которая, по идее, должна выбирать номинантов и лауреатов… Кто войдет в эту киноакадемию, если она только появилась? Будут ли там светила мирового кинематографа или все ограничится Владимиром Грамматиковым и Александром Адабашьяном?.. Я уж не говорю об отсутствии российского Голливуда. Зрители, к сожалению, пренебрегают большинством российских фильмов. Пренебрегают как зрители других стран, так и непосредственно российские! Был бы у нас свой Голливуд, было бы понятно, что мы на пути к каким-то невероятным мировым успехам и что эти успехи необходимо как-то отметить, выделить… Но ведь ничего этого нет! Получается, что невнятно существующая Евразийская киноакадемия, видимо, пока еще не может приобретать друзей своим авторитетом и будет их покупать. Пока это выглядит так…
Михаил Нечаев.
Фото: К. Каллиников/РИА Новости