Кино и ТВ
8752 | 0

«12 стульев»: смех сквозь слезы

«12 стульев»: смех сквозь слезы
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Ровно 40 лет назад на телеэкраны вышла лента Марка Захарова «12 стульев». Яркая, талантливая, фееричная! С блестящим актерским составом, с репризами, с песнями на все времена!.. Сейчас в это сложно поверить, но, прежде чем пробиться к зрителю, фильм-праздник прошел весьма тернистый путь, и из-за него даже переругались столичные кинематографисты!

Все дело в том, что Марк Захаров стал вторым режиссером, который решил экранизировать бессмертный роман Ильфа и Петрова. Первым, на пять лет раньше, был Леонид Гайдай. И когда он узнал, что готовится новая картина, то, конечно, испытал подобие шока. Перед телепремьерой Леонид Иович позвонил своему Бендеру, актеру Арчилу Гомиашвили, и сказал: «Через полчаса можете включить телевизор и увидите уголовное преступление». «Что такое?» - удивился Арчил. «12 стульев», снятые Марком Захаровым».

Немудрено, что после такого заявления вся кинематографическая Москва как бы разделилась на два непримиримых лагеря. Одни утверждали, что именно Гайдаю удалось воплотить точный замысел Ильфа и Петрова, а то, что снял Захаров, - всего лишь телевизионная «оперетка». Другие соответственно придерживались обратного мнения: мол, фильм Гайдая - типичная его комедия, а именно Захарову удалось сохранить авторский текст, авторскую же иронию и смех, порой сквозь слезы...

МИРОНОВА И ПАПАНОВА ГАЙДАЙ ЗАБРАКОВАЛ

Для Марка Захарова это был первый режиссерский опыт в кино. Будто бы предчувствуя конфликт, он сразу объявил, что не собирается снимать фильм в пику Гайдаю. По словам Захарова, он лишь хотел реализовать свое собственное видение знаменитого произведения. И ведь абсолютно знал, чего хотел.

Скажем, режиссер не сделал вообще ни одной актерской пробы на роли Остапа Бендера и Кисы Воробьянинова. Просто позвал Андрея Миронова и Анатолия Папанова - и баста. Мол, не те люди, которых надо пробовать. И это уже получилось в пику Гайдаю. Ведь тот тоже примеривался к героям своей «Бриллиантовой руки». Но чем-то они его все же не устроили...

Вообще, в те годы снимать Миронова и Папанова было невероятно сложно. Актеры пребывали на пике популярности, их график был расписан буквально по минутам - репетиции, спектакли, кино, телевидение, творческие встречи... Поэтому съемки Захаров подстраивал под знаменитых «сатиров» - они приезжали буквально с корабля на бал. Первое время гримеры и костюмеры страсть как боялись лишний раз потревожить маститых артистов. Думали, что в перерывах те готовятся к роли, учат текст, вживаются в образ. Каково же было их удивление, когда выяснилось, как актеры проводят время на самом деле. От усталости Миронов и Папанов буквально падали с ног и во время перерывов крепко спали у себя в грим-уборных.

ГОРЕ ГРИЦАЦУЕВОЙ И ГОЛОДОВКА ЭЛЛОЧКИ-ЛЮДОЕДКИ

И еще одну актрису Марк Захаров утвердил без всяких проб - Лидию Федосееву-Шукшину на роль мадам Грицацуевой. А ведь для нее съемки в комедии стали настоящим испытанием. Дело в том, что незадолго до этого из жизни ушел супруг актрисы Василий Шукшин. А когда работа над фильмом была в самом разгаре, Лидия Николаевна похоронила и отца. На съемки самой веселой сцены - свадьбы мадам Грицацуевой и Остапа Бендера - актриса приехала сразу с похорон. Играла эпизод, а когда режиссер объявлял: «Стоп! Снято!» - уходила и рыдала у себя в гримерке. После премьеры Федосееву-Шукшину буквально замучили вопросами: почему песню в фильме поет не она? Захаров не доверил? А оказалось, что актриса сама отказалась от исполнения, настолько истощена была эмоционально своим горем. Признавалась, что в сцене, когда на нее падает карниз, почти не чувствовала боли. Хотя снимали не один дубль...

Нелегко далась роль Эллочки-людоедки и актрисе Елене Шаниной. Дело в том, что перед началом съемок Марк Захаров поставил ей жесткое условие - похудеть. Актриса так хотела сниматься, что за два месяца сбросила более чем 40 килограммов! И даже это не устроило требовательного режиссера - пришлось похудеть еще на 10 кило.

14 ПАДЕНИЙ ПОЛИЩУК

После телепремьеры настоящей знаменитостью стала Любовь Полищук. Еще бы - ведь это был ее дебют в кино! Хотя о неопытности актрисы коллеги по съемочной площадке даже не догадывались, настолько уверенной она казалась в кадре. Режиссер вспоминал: «Люба держалась наравне с Андреем Мироновым. Такая же яркая, фееричная, талантливая!»

Уже после смерти актрисы многие в ее болезни винили именно этот фильм. А точнее эпизод, где Андрей Миронов бросал Полищук на землю. Якобы тогда актриса повредила себе спину - ведь было сделано аж 14 дублей! Захарову пришлось отвечать и на это. По словам режиссера, во время съемок были соблюдены все меры безопасности: на земле расстелили матрас с пружинами, а поверх него - гимнастические маты.

НА ЦИТАТЫ

«Киса! Я давно хотел вас спросить как художник художника: вы рисовать умеете?»

«А может, вам еще ключ от квартиры, где деньги лежат?»

«Молодая была уже не молода».

«Же не манж па сис жур».

«Знойная женщина - мечта поэта!»

«Почем опиум для народа?»

«Заграница нам поможет! Запад с нами!»

«Не корысти ради, а токмо волею пославшей мя жены».

«Позвольте, товарищи! У меня все ходы записаны!»

«Я думаю, торг здесь неуместен!»

«Скоро только кошки родятся».

И все-таки съемки одного из эпизодов чуть было не поставили под удар весь фильм. В сцене собрания «Союза меча и орала» по задумке режиссера обязательно должен был присутствовать говорящий попугай. Дрессированную птицу долго искали, наконец нашли. Хозяин принес своего пернатого питомца, заверил, что тот исполнит все, что требуется. Но сколько ни просил Захаров повторить фразы, попугай хранил гордое молчание. И только когда уже от отчаяния режиссер крикнул: «Камера! Мотор!» - птица вдруг заговорила.

МУЗЫКАЛЬНОЕ ХУЛИГАНСТВО

В этом фильме Марк Захаров использовал таланты Андрея Миронова на все сто процентов. Не только актерские, но и музыкальные. Вот как вспоминал режиссер о своем решении насытить картину музыкой:

«Андрей Миронов - феерический актер. Мы не собирались показывать стопроцентно реалистичного Бендера, назрела потребность в чисто эмоциональном, а не идейно-смысловом воплощении. Остроумная музыка Гладкова, состоящая из мелодий, которые запоминались раз и навсегда, удивительно элегантные, ироничные стихи Кима. Не знаю, кого имел в виду Юлий Ким - Андрея Миронова или Остапа Бендера, когда сочинил один из своих пронзительных фокстротов: «О наслажденье - скользить по краю! Замрите, ангелы, смотрите - я играю...» В общем, я не стал соревноваться с традиционным кинематографом. А сделал в результате некое литературно-музыкальное обозрение с большими текстовыми блокадами, целиком извлеченными из первоисточника. Козаков назвал мой фильм музыкальным хулиганством».

Удивительно, но сам Марк Захаров к своему дебюту относится сейчас весьма критично: «Фильм вышел затянутым, почти без натурных съемок, фанерные декорации, уйма закадрового текста. В общем, не бог весть что!» Но кто же в этом случае поверит мастеру?..

Ксения Позднякова

Фото FOTODOM.RU и кадры из фильма

  • КСТАТИ

В обоих фильмах «12 стульев» (и у Гайдая, и у Захарова) снялись аж 10 актеров!

  1. Савелий Крамаров: одноглазый шахматист - слесарь Полесов.
  2. Георгий Вицин: монтер Мечников - мастер Безенчук.
  3. Эдуард Бредун: Паша Эмильевич - родственник Альхена.
  4. Юрий Медведев: театрал в ложе - председатель тиражной комиссии.
  5. Павел Винник: официант в обоих фильмах.
  6. Григорий Шпигель: Альхен - редактор газеты.
  7. Анатолий Калабулин: аукционщик Василий - шахматист.
  8. Анатолий Обухов: шахматист - Кирилл Яковлевич.
  9. Вячеслав Войнаровский: Никеша - Олег Яковлевич.
  10. Владимир Ферапонтов: шахматист в клетчатом пиджаке - милиционер.

 

 

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.