Сегодня 22 октября 2018 г., понедельник, 16:21USD 66.21 +0.7871EUR 76.05 +0.3152
Новости культуры и искусства

Как Константин Богомолов провоцирует театральное сообщество

1 декабря 2013
hits 1894

Вольно или невольно, но основным ньюсмейкером от театрального мира за последнюю неделю стал Константин Богомолов. За всю Россию говорить не буду, но москвичи с этим именем уже явно знакомы – то скандал с премьерой «Карамазовых», то последующий уход Константина из МХТ им. Чехова, то дурацкая выходка православных активистов на одном из его спектаклей. Об этом писали основные СМИ, новости эти прорывались в топ Яндекса, а на некоторых каналах («Дождь», «Культура») даже снимали об этом сюжеты.

Впрочем, давайте по порядку. В 2003 году Богомолов заканчивает режиссерский факультет РАТИ-ГИТИС, попадает в театр имени Гоголя (превращенный ныне в модный «Гоголь-центр»), но через пару лет обращает на себя внимание Олега Табакова и получает приглашение в его театр-студию. Первой вехой на его творческом пути становится спектакль «Wonderland-80», где он сталкивает два, казалось бы, несовместимых текста – «Заповедник» Сергея Довлатова и «Алису в стране чудес» Льюиса Кэрролла. В этом желании жонглировать классическими текстами нет ничего удивительного, если знать, что режиссер по первому своему образованию – филолог. С каждой новой постановкой литературная игра будет занимать в его творчестве все большее место – так, за «Wonderland-80» следует спектакль «Турандот» в театре им. Пушкина, где диалоги из романа Достоевского «Идиот» оказываются встроены в сюжетную конструкцию пьесы Гоцци. Премьера произвела эффект – зрители плевались и уходили из зала с ругательствами, впрочем, это были еще цветочки. Опытом подлинного эпатажа стала инсценировка пьесы Шекспира «Король Лир», действие которой было перенесено в СССР времен Великой Отечественной. Женские роли были отданы мужчинам, а мужские – женщинам, на сцене Лир имитировал сношение с надувной женщиной, на которой была изображена карта СССР, а ближе к финалу актеры исполняли «День победы» в жутковатой металлической обработке а-ля Мэрилин Мэнсон. Если бы такое зрелище демонстрировали на сцене МХТ им. Чехова – дым бы стоял коромыслом, но – к сожалению или к счастью – осуществить это удалось только в питерском театре «Приют Комедианта». Впрочем, до главной сцены страны Богомолову остается совсем немного…

В 2012 году Олег Павлович предлагает ему поставить в МХТ спектакль по пьесе Набокова «Событие». Событием «Событие» не становится – это пока что разминка, не более. Годом триумфа для режиссера становится 2013 – в феврале МХТ выпускает «Идеального мужа», а в ноябре взбудораженная предыдущей постановкой публика ждет «Карамазовых». Именно «Идеальный муж. Комедия» (таково полное название) становится главной премьерой сезона – язвительнейшая сатира на современную Россию с политиками-гомосексуалистами, лебезящими пред ними деятелями искусств, звездами-уголовниками и приближающейся сочинской Олимпиадой разводит публику по разные стороны баррикад. Часть зрителей возвращается к спектаклю снова и снова, отдавая должное смелости и остроумию режиссера, другая же часть возмущенно уходит в антракте, искренне недоумевая, как Табаков мог позволить этой мерзости осквернить священную сцену Московского художественного театра. Показателен один эпизод, случившийся в конце ноября – в ходе спектакля после того, как актер, исполнявший прежде роль священника, вышел в образе Мефистофеля, на сцену выскочили православные активисты с криками: «Как вы можете терпеть издательство над вашей верой? Зачем вы так ненавидите Христа, ведь его распяли за нас». Один из активистов оставил незадолго до своей акции запись в Твиттере: «В МХТ на сцене содомия, хула на священство, голая баба изображает распятие, на которое молятся, и прочее. Мы положим этому конец».

Понятно, что градус общественного напряжения вокруг фигуры Богомолова к тому моменту был уже довольно высок – ввиду этого любой его последующий спектакль неизбежно вызвал бы волну интереса. Но как будто этого мало – перед самой премьерой «Карамазовых» разгорается новый скандал! Не берусь утверждать, что это осознанный пиар, но и отрицать также ничего не стану. На 24 ноября был назначен первый показ спектакля на публику – так называемый открытый прогон. За два часа до начала на дверях театра появляется объявление об отмене показа; на фейсбуке режиссер публикует короткую, ничего не объясняющую запись: «С прискорбием сообщаю об отмене прогонов и премьеры в связи с требованием театра внести в спектакль изменений, требующих перестройки спектакля и существенного времени для дополнительных репетиций». На следующий день прогон все-таки состоится – по отрывочным сведениям складывается впечатление, что после долгих переговоров с руководством Богомолов сумел-таки отстоять спектакль, чем существенно подпортил свои отношения с театром. Итог Константин подводит очередным постом в фейсбуке: «Сегодня завтра и послезавтра спектакли состоятся. Я покидаю Московский Художественный Театр». Пока что назначенный на декабрь показы еще не исчезли из афиши, но из театра режиссер и ушел взаправду.

Естественно, вся эта загадочная история всколыхнула поклонников Богомолова и стала почвой для разнообразных слухов. Надо сказать, что режиссер никогда не скрывал своих оппозиционных взглядов, выступал даже как-то раз на митинге, а в «Идеальном муже» решился на откровенное обличение существующей власти. Совершенно логично, что первые предположения сводились как раз к тому, что в «Карамазовых» Константин, по-видимому, рискнул пойти на прямое оскорбление режима, чем и вызвал протесты руководства театра, в значительно степени зависимого от госдотаций. Тем более что постановщик и сам в одном из интервью сообщал: «Я обещаю вам ад».

При ближайшем рассмотрении выяснилось, что «Карамазовы» касаются политической темы едва-едва и являются в этом отношении гораздо более безобидными, чем тот же «Идеальный муж». В новой постановке режиссер предлагает рассматривать политику как одну из ряда составляющих такого явления как «русская жизнь». Если в предыдущем спектакле Богомолов саркастически утверждал, что народ заслуживает ту власть, которую заслуживает, то в новом он с любопытством первооткрывателя стремится понять, почему народ, к которому все мы имеем счастье/несчастье принадлежать, именно таков? Что это за народ, режиссер знает отменно – народ Смердяковых, скотский, другими словами, народ. И телевидение у этого народа Скотское, и следствие Скотское – ну и власть, соответственно, такая же. Запертая в доме для умалишенных Софья Ивановна – мать Ивана и Алеши – во время визита к ней старшего сына читает пушкинское «Лукоморье», акцентируя внимание на последних фразах – «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет». Когда в финале Черт в исполнении Игоря Миркурбанова (игравшего прежде роль Федора Карамазова) запевает сакраментальное «Я люблю тебя жизнь» вдруг начинаешь понимать – нет, Русью здесь не пахнет. Ею здесь смердит…

Текст Достоевского был, если можно так выразиться, отредактирован Владимиром Сорокиным. Надо сказать, что у Богомолова с Табаковым нередко возникали споры, связанные с тем, что режиссер хотел инсценировать главного русского концептуалиста, а Олег Павлович противился этой затее. Таким образом, в работе над «Карамазовыми» был достигнут определенный консенсус – ставят русскую классику, чем весьма доволен худрук, но и Богомолов получает шанс поработать с Сорокиным. То, что эти два человека мыслят в одном направлении, было заметно и раньше, но в «Карамазовых» приложенная с двух сторон энергия производит десятикратный эффект. Сорокин всегда критиковал русский народ, но обязательно при этом ерничал. Богомолов, прежде точивший стрелы в основном против власти, если и задевал народ, то лишь постольку-постольку – лес рубят, щепки летят. Но в «Карамазовых» этот тандем, обрушиваясь на самую суть русского человека, не ведает ни иронии, ни пощады, ни страха. Во-первых, здесь негде смеяться – даже на удачную шутку зритель не отзывается смехом, смех этот подавляется той жуткой истиной, которую цитируют со сцены. А во-вторых, приговор, выносимый обществу, звучит громко и безапелляционно: лучшее, что есть в русской жизни – смерть. Лаконично и без компромиссов, без боязни задеть чьи-нибудь чувства…

И да, это не Достоевский. Достоевский оставлял героям выход – вера если не в бога, то, как минимум, в бессмертие души. У Богомолова, несмотря на наличие Черта, бога нет. Больше того, православие в его представлении – такой же атрибут этого дьявольского мира, мира, в котором все от лукавого. Как дети, испугавшись чего-либо, стремятся зажмурить глаза, так и русский человек, в понятиях Богомолова, пытается ослепить себя фанатической верой. Это не панацея от окружающего зла, это попытка отгородиться, потерять восприимчивость. Впрочем, это логично – в конце XIX века Достоевский предлагал видеть спасение в религии; в начале века XXI человечество, пережив две мировых войны и коммунистическую чуму, пришло к выводу, что спасения нет ни в чем. В финале спектакля жизнерадостный черт спляшет среди могилок – кажется, несложно расшифровать этот «мэсседж»?

 Евгений Вихарев

Просмотров: 1894
Поделиться
Подписывайтесь на наш канал в Telegram! Чтобы подписаться на канал «Мир Новостей» в Telegram, достаточно пройти по ссылке https://t.me/mirnov с любого устройства, на котором установлен мессенджер, и присоединиться при помощи кнопки Join внизу экрана.

Оставайтесь с нами. Подпишитесь на канал в Яндекс.Новости и получайте актуальные и проверенные новости.

Добавить в «Мои источники» на Яндекс.Новости



Комментарии (0)

Добавить комментарий

Содержание комментариев на опубликованные материалы является мнением лиц, их написавших, и может не совпадать с мнением редакции. MIRNOV.RU не несет ответственности за содержание комментариев и оставляет за собой право удаления любого комментария без объяснения причин.

Популярное
Найдена оригинальная замена сексу
Исследование специалистов туристической компании Contiki продемонстрировало интересные результаты.
20 октября 2018
Владимир Путин назвал виновника трагедии в Керчи
По мнению Владимира Путина, виновником массовой бойни в Керчи, устроенной студентом 4-го курса политехнического техникума является глобализация.
18 октября 2018
Стала известна причина взрыва в колледже в Керчи
Чрезвычайное происшествие в политехническом колледже в Керчи произошло из-за неустановленного взрывного устройства.
17 октября 2018
За убийством саудовского журналиста наблюдал консул Саудовской Аравии
Пропавшего саудовского журналиста Джамаля Хашкаджи пытали и обезглавили в присутствии консула королевства в Турции. Об этом сообщает издание «Известия».
17 октября 2018
Красноярский чиновник посоветовал обманутым дольщикам самим достроить жильё
Обманутым дольщикам стоит за свой счёт закончить строительство дома. Кроме того, лучше «бросить 200 тысяч мимо», но при этом остаться живым и здоровым, считает Евгений Ганчуков, занимающий пост замминистра строительства Красноярского края.
17 октября 2018
Шторм повернул водопад вспять
Уникальное природное явление можно было наблюдать на шотландском острове Скай.
15 октября 2018
Загрузка...