Главный романтический герой советского кино Василий Лановой 16 января отметит 80-летие. Он по-прежнему в боевой форме - играет на сцене Вахтанговского театра, преподает в Щукинском училище, снимается в кино. И это несмотря на то,что в году минувшем Василий Семенович пережил ужасную трагедию.
В октябре 2013 года внезапно скончался младший сын актера Сергей, которому было всего 37 лет. Лановой, получив страшное известие, не стал отменять спектакль - он вышел на сцену в постановке «Пристань» и сыграл как всегда блестяще.
В театре о причинах смерти сына народного артиста не говорят, это закрытая тема. Коллеги только в очередной раз восхитились мужеством и профессионализмом Ланового. Уж они-то точно знают, через что Василию Семеновичу довелось пройти и как обманчив этот образ баловня судьбы.
В семь лет Лановой чудом остался жив. Вместе с другими мальчишками пас скот, когда в поле взорвался снаряд. Все погибли, и лишь Вася уцелел - повезло, что одна корова отбилась от стада, пришлось подгонять. В другой раз немецкий солдат дал автоматную очередь над головой мальчика, когда тот отказался отдать свой ремень. После этого случая Лановой долгие годы заикался и с трудом излечился от недуга.
В войну родители будущего актера работали на вредном химическом производстве - разливали жидкость для противотанковых гранат. В результате к концу Великой Отечественной оба стали инвалидами.
Личная жизнь актера также изобиловала самыми жестокими драмами. Лановой и его первая супруга, актриса Татьяна Самойлова, потеряли двойню - Татьяне врачи не советовали рожать по состоянию здоровья и молодая пара решилась на запрещенный тогда аборт. Вторая жена, актриса Тамара Зяблова, будучи беременной, разбилась в автокатастрофе. С третьей супругой - актрисой Ириной Купченко, которая младше своего мужа на 17 лет, Лановой обрел наконец душевный покой: 40 лет безоблачного брака, двое сыновей... Но и тут судьба в очередной раз решила испытать знаменитого актера на прочность.
О Лановом, несмотря на годы, женщины до сих пор говорят с придыханием. Даже первая жена актера Татьяна Самойлова никаких обид на него не держит.
В «Анне Карениной» им выпало играть любовь уже после развода. Но когда Самойлова называет тот фильм самым тяжелым для себя, она не имеет в виду встречу с бывшим мужем на съемочной площадке.
- Ну что вы, Вася чудный артист, с ним не может быть тяжело, - говорит Татьяна Евгеньевна. - Тяжело было худеть. Я пришла в студию, во мне было 70. Мне сказали: «Таня, немедленно выброси все это - сядь, пожалуйста, на творог, гречневую кашу...»
- Сердце защемило?
- Защемило. А потом мы стали работать и как-то отлегло... Мы ведь с Васей жили шесть лет. В сумасшедшей любви жили.
- Почему же все закончилось?
- Вот уж не знаю. Я окончила институт, он окончил. Мы просто стали взрослыми...
- То есть у вас была детская любовь?
- Нет, любовь у нас была очень страстная. Об этой любви я буду помнить всегда. Первая любовь - это первая любовь, никогда не забывается. Все остальное - ерунда... У нас было сильное влечение друг к другу, влечение полов. Почему-то Захава, ректор Щукинского училища, был против. Должны, мол, учиться, должны созидать, должны работать. Какие-то выговоры начались, какие-то комсомольские собрания. А Васька был секретарем комсомольской организации, говорил: «Да ни в чем мы не виноваты. Мы просто муж и жена и любим друг друга...» Трудно мне сказать, почему все закончилось. Не знаю, не знаю... Потом, через много лет, опять эта любовь вспыхнула. Когда мы были в Токио, я увидела Васю - рада была безумно. Мы долго гуляли, смотрели телевизор вместе, кушали. И вспомнили все... Нет, с Васей у меня хорошие отношения всю жизнь будут. Забыть такое невозможно.
- Сейчас вы видитесь? О чем говорите?
- Так, ни о чем. Он чувствует себя плохо. Все время плохо. И все время работает. О чем говорить?..
А вот как вспоминает юбиляра актриса Валентина Титова:
- Я помню молодого Ланового. Его горящие глаза. Козаков и он были самой яркой внешности, феноменальной - за два квартала их было видно. Такой красоты - просто писаные красавцы! Сейчас вспоминаю свои студенческие ощущения. Ну стыдно было смотреть в сторону Ланового. Просто стыдно! Потому что он же поймает этот взгляд, это неловко. И я представляю, как дурели зрители. От этих горящих глаз, от этого голоса, которым он читал стихи. Ну личность - что еще сказать?
Максим Неверов
Фото FOTOBANK.COM