Идея возродить в стране принцип государственной фильтрации в искусстве не раз уже обсуждалась на самых разных уровнях.
И каждый раз отвергалась властными структурами: не то время. Но сейчас, видимо, «то время» наступило...
Общественный совет при комитете Госдумы по культуре рекомендовал Минкультуры проработать систему худсоветов. Примерно таких, какие были в СССР. И чтобы эти структуры занимались проведением экспертизы и приемкой тех творческих проектов, которые финансируются полностью или частично из бюджета.
Что думают об этом сами деятели культуры? Некоторые из них уже давно за худсоветы. Например, Михаил Боярский:
- Я за цензуру в этой области. Мне кажется, что распущенность художественная не на пользу государству. Должны быть компетентные и толковые люди, которые смогут решить проблемы, не прибегая к насилию. Таких людей у нас много, от научных деятелей до театроведов и артистов.
Высказался на эту тему и Дмитрий Певцов, известный актер, а теперь еще и депутат Госдумы:
- В России сейчас особенным образом надо заботиться о том, какой контент в СМИ, на телевидении, в интернете видят наши дети. Раньше функцию контроля смыслов брали на себя художественные советы, и почему бы нам не возродить эту традицию? Как минимум на государственных ресурсах не должно быть грязи.
- Я была очень огорчена, когда упразднили те надзорные органы, которые назывались где-то худсоветами, где-то иначе, но которые осуществляли отбор и контроль, - призналась нам актриса Оксана Сташенко. - Я считаю, что давно надо было вернуть этот контроль. Потому что долгие годы очень уж несправедливо распределялись средства господдержки... Худсоветы — это необходимость. Это необходимо каждому зрителю, каждому артисту, режиссеру... Мне кажется, что это необходимо всей стране. Всей! Я считаю, что срочно нужно создать худсоветы, в которые вошли бы глубокоуважаемые деятели культуры и искусства. Причем такие деятели, которые сами глубоко уважают свою страну, свой народ и самих себя как часть этого народа. Надо вернуться к тем произведениям, которые прославляют нашу страну, которые рассказывают всем о том, что у нас есть хорошего. Ведь на протяжении многих лет у нас финансируются фильмы, которые рассказывают о том, что есть плохого. А я хочу увидеть картины, где будет показана красивая Россия с ее достижениями, традициями, чистотой, дружбой народов и мирным сосуществованием многих конфессий. Я очень жду таких вот проектов. А пока происходит так, что фильм, в котором, условно говоря, папа изнасиловал дочь, а потом повесился, получает финансирование. А фильм, в котором рассказывается о взаимопонимании в семье, о том, как родители своим положительным, а иногда героическим примером воспитывают сына или дочь, никакой поддержки не получает. Отказывают под предлогом: «Ой, а где тут проблема взаимоотношений?» И дают зеленый свет произведениям, где есть проблемы. И еще какие! Ребенок из благополучной семьи смотрит потом такой фильм и думает: «Как скучно я живу! У меня проблем нет, как в этом фильме. А может, я их создам?» То есть идет пропаганда отрицательного образа жизни, отрицательного отношения к родителям, к учителям, к семье. Вот почему я - за худсоветы. Возможно, с их помощью удастся продвигать те проекты, которые внушают не отвращение, а уважение к институту семьи, к учителям, к нашей Родине.
Знаменитый режиссер Владимир Бортко, чьи фильмы, по его словам, в советское время «очень сложно принимал худсовет», сказал нам, что новость о возможном возрождении таких органов надзора застала его врасплох:
- Мыслей пока нет по этому поводу. Тут нужно разбираться, что и как. Я в Госдуме уже два года не работаю (ранее режиссер был депутатом двух созывов от КПРФ. - Ред.). Поэтому не знаю...
А вот актер Станислав Садальский тоже был краток, но более категоричен:
- Нам не только худсоветы не нужны, нам и Минкультуры не нужно! Это абсолютно ненужная, лишняя организация, которая все только тормозит, все делает хуже.
Лидия Мезина.
А. Авилов/АГН «Москва».