Новости культуры и искусства
260 | 0

Царь русского балета

Юрий Григорович совсем немного не дожил до своего столетия: умер в 98. И в некоторых некрологах между скорбных строк промелькнуло даже удивление. Ведь казалось, что он вечный…

Царь русского балета
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

ДОЖИВАЛ В САНАТОРИИ

Юрий Григорович вписал имя свое в историю мировой культуры. А это почти вечность. Потомки будут знать его как величайшего хореографа. И даже как «царя русского балета». Именно так его называют и в иностранной прессе, и у нас.

Как и положено царю, Юрий Николаевич «правил» своими творческими владениями до последнего вздоха. Физически уже не мог присутствовать в театре, но дистанционно продолжал руководить всеми процессами. К нему приезжали помощники, он подписывал разные документы, отдавал распоряжения то по поводу уфимской постановки своего балета «Раймонда», то насчет подготовки «Спящей красавицы» к гастролям в Китае… И вдруг приболел.

Надо отметить, что последние два года Григорович жил в знаменитом санатории для ветеранов сцены «Барвиха». Поэтому от предложения поехать в больницу долго отказывался. Ссылался на то, что в санатории тоже есть врачи, подлечат. Но именно санаторные доктора все же настояли на госпитализации, заподозрив пневмонию. И 1 мая Юрия Николаевича отвезли в ЦКБ. Там диагноз подтвердился. Его сразу же поместили в реанимацию. Не потому, что был совсем плох, а из предосторожности. Все же возраст весьма почтенный! Интенсивная терапия, высококлассный уход, идеальные условия… Он должен был непременно поправиться! Но 19 мая великого балетмейстера не стало…

НЕ БЫЛ ВЫДАЮЩИМСЯ ТАНЦОВЩИКОМ

Выпускник Ленинградского хореографического училища он дебютировал в Кировском (ныне - Мариинском) театре. Балетные критики и зрители отзывались о нем как о неплохом характерном артисте. Да, неплохом, но не выдающемся. Сам Григорович к себе как к исполнителю относился с иронией: «Понимал, что принцем мне не стать». И как только появилась возможность поставить балет в качестве хореографа, он бросил карьеру танцовщика. Причем первый его балет был представлен не в Кировском, а во Дворце культуры им. Горького. В Кировском театре тогда творил другой хореограф. И молодому Григоровичу он развернуться не позволял. Возможно, опасался конкуренции. И правильно опасался! Григорович на премьеру своего спектакля «Аис­тенок» сумел заманить в ДК весь балетный Ленинград - от Агриппины Вагановой, чьим именем названа академия балета, до знаменитого критика Юрия Слонимского. «Аистенок» всех впечатлил! Следующей постановкой стал «Каменный цветок» уже в Кировском. И снова феноменальный успех! А дальше уже пошло-поехало. Так вместо посредственного танцора мир получил великого балетмейстера.

ПРОМЕНЯЛ ПЕРВУЮ ЖЕНУ НА БОЛЬШОЙ ТЕАТР…

Балерина Алла Шелест танцевала в дебютных спектаклях Григоровича - «Каменный цветок» и «Легенда о любви». Она была старше начинающего хореографа на восемь лет. Но вспыхнула искра, закрутился роман, который оказался не мимолетным. Влюбленные стали жить вместе. Правда, официально свои отношения не оформляли. Шелест была не только примой Григоровича, но и его личной ассистенткой. Во всем ему помогала, поддерживала во всех начинаниях. Не поддержала только в одном: когда в начале 1960-х Григоровича пригласили на работу в Москву, в Большой театр, она с ним не поехала. А может, он сам не позвал… В любом случае Григорович прибыл в Москву один и считал себя свободным мужчиной.

…А ВТОРУЮ УВЕЛ У МУЖА

В Большом театре Григорович увидел юную Наталию Бессмертнову. И пропал… Как она танцевала! Великая Галина Уланова признавалась, что когда впервые увидела Бессмертнову в спектакле, то не могла отвести от нее взгляд, хотя у той была роль всего лишь в массовке. Но вскоре Наталия стала танцевать уже главные партии.

На все спектакли с участием Бессмертновой приходил ее муж-инженер и всегда дарил цветы. Григорович же дарил балерине роли в своих спектаклях. Поначалу держал дистанцию, стараясь сохранить исключительно рабочие отношения. Но в конце концов у них все же завязался роман. И Наталия ушла от мужа. Осенью 1968 года она вышла замуж за Григоровича. Им предсказывали скорый развод, прежде всего из-за жесткого, практически деспотичного характера Григоровича. Но они прожили в полной гармонии полвека - до самой смерти Наталии Игоревны. Она умерла в 2008-м от онкологии.

ВОЙНА С МАЙЕЙ ПЛИСЕЦКОЙ

Легендарная балерина была инициатором того, чтобы переманить Григоровича из Кировского театра в Большой. Она даже обговаривала переезд впечатлившего ее балетмейстера с министром культуры Екатериной Фурцевой. Та заявила: «Если вы будете танцевать в его спектаклях, то Григорович сюда приедет. Если нет, то пусть остается в Кировском». Плисецкая сказала, что, конечно же, будет танцевать у такого чудесного постановщика! С удовольствием! Однако их сотрудничество продлилось недолго. Сначала Плисецкая получила травму и не смогла выступать в «Легенде о любви» Григоровича. А потом он решил пересмотреть кадровую политику. И это затронуло многих выдающихся артистов: Владимира Васильева, Екатерину Максимову, Мариса Лиепу. Их стали обделять ролями. А во время гастролей во Франции Григорович неожиданно заменил Майю на свою жену Бессмертнову в одной из ключевых постановок. Так началась открытая конфронтация Плисецкой и Григоровича. Почти война. Великая балерина критиковала великого хореографа за авторитарный стиль работы. Называла его «маленьким Сталиным Большого театра», тираном и деспотом. Надо сказать, что Григорович действительно был деспотичным руководителем и с артистами не церемонился. Кроме того, Плисецкая справедливо подметила, что все главные партии Григорович отдает своей супруге, а это нехорошо… В 1988-м Юрий Николаевич строптивую Плисецкую уволил из театра. Потом уволил еще ряд знаменитых артистов, включая… Наталию Бессмертнову, свою жену. Григорович пояснил, что у всех уволенных - предельный для балета возраст. В его спектаклях должны танцевать молодые! Потому что физическая форма артистов очень важна для эстетики спектаклей. Конечно, на Григоровича затаили страшную обиду все, кого он выгнал. Кроме жены. Она его поняла и простила.

«ПООЩРЯЕТ ГОМОСЕКСУАЛИЗМ»

Из-за своей авторитарности Григорович нажил много врагов, которые постоянно старались если и не свергнуть «царя балета», то хоть как-нибудь испортить ему жизнь. Так, еще в 1973 году на имя члена Политбюро ЦК КПСС Михаила Суслова пришла анонимка, в которой по пунктам перечислялись всевозможные прегрешения великого и ужасного балетмейстера: «За восемь лет работы в Большом театре не поставил ни одного нового спектакля, занимался лишь переделкой старых…», «Отвергает предложения других балетмейстеров на постановки», «Обвиняет партком Большого театра в том, что тот мешает ему работать», «В балетной труппе произошел раскол: есть «труппа Григоровича», занята в спектаклях и выезжает за рубеж, а есть труппа, которая остается в Москве», «Поощряет гомосексуализм. На гастролях в Париже Григорович обращал внимание нашей молодежи на свои встречи с гомосексуалистами Жаном Маре, Сержем Лифарем, Роланом Пети, Морисом Бежаром»... Суслов передал письмо своему подчиненному Василию Шауро. Потребовал разобраться. И Шауро прямо по пунктам все обвинения, содержавшиеся в анонимке, опроверг. Григорович сохранил свой пост. Но в 1995-м он сам уволился из Большого театра. Дело в том, что директором в тот год был назначен Владимир Васильев. Тот самый, которого Григорович «попросил на выход» из-за возраста в конце 1980-х! Неудивительно, что над Юрием Николаевичем сгустились тучи… В конце концов он не выдержал и ушел из театра, а потом в одном из интервью объяснил: «Я не мог мириться с воинственным равнодушием и безразличием к искусству нового руководства Большого, не мог противостоять хаосу, бескультурью, откровенному цинизму. Требовал условий для нормальной творческой работы. Написал семь заявлений об уходе по собственному желанию. Последнее подписали».

Юрий Николаевич тогда возглавил Краснодарский театр оперы и балета. Но в 2008-м вернулся в Большой в качестве штатного хореографа и работал до последних дней…

Прощание с Юрием Николаевичем состоялось тоже в Большом театре, после чего тело великого балетмейстера кремировали согласно его завещанию. А прах захоронили на Новодевичьем кладбище рядом с могилой любимой супруги Наталии Бессмертновой. Светлая память легендарному «царю балета»!

Лидия Мезина

Фото: А. Макаров/РИА «Новости»

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.