Новости культуры и искусства
3451 | 0

Билеты в Третьяковку из-под полы?

Билеты в Третьяковку из-под полы?
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

В Москве очередной культурный бум: в Третьяковской галерее открылась выставка художника Архипа Куинджи.

Воспользоваться ажиотажем решили нечистые на руку перекупщики электронных билетов. «МН» выяснил, как не стать жертвой мошенников и какие неприятные неожиданности могут подстерегать покупателей билетов.

Самый разгар рабочей недели, около трех часов дня. Вряд ли где-то в столичных учреждениях культуры в это время можно встретить внушительную толпу зрителей. Но сегодня Третьяковка - исключение.

Около Инженерного корпуса в Лаврушинском переулке выстроилась очередь желающих лицезреть полотна великого Куинджи. Точнее, очередей две: одна состоит из тех, кто купил электронный билет на официальном сайте, во второй выстроились любители живописи, предпочитающие оплачивать культурный поход по старинке в кассе. И те и другие топчутся на месте, ожидая, когда охранник запустит в холл очередную партию ценителей прекрасного.

Первыми идут люди с электронными билетами, за ними - все остальные. В самом хвосте очереди ходят слухи, что стоять придется часа два, не меньше. А вот если оформить все на сайте, то проскочить можно и за полчаса.

Молодой парень появляется в нашем хвосте неожиданно и негромко предлагает пройти прямо сейчас по тому самому электронному билету. «Вас сколько, двое?» - интересуется он и называет стоимость - всего 800 рублей на одного посетителя. Ненавязчиво предупреждает, что это еще по-божески. В выходные цифра может подскочить до тысячи, а то и больше.

Всем уже известно, что официальный билет стоит 500 рублей, но отдать кровные стольники ради того, чтобы не стоять в этой бесконечной очереди, готовы многие. Через полминуты парень и парочка из очереди ловко обходят толпу «электронщиков» и исчезают где-то за закрытыми для остальных дверьми.

Вскоре в конце очереди появляется девушка. Проходит всего минута, и вот она уводит своих «клиентов» в том же направлении.

Около толпы у входа ходит женщина-волонтер с официальным бейджиком на куртке. Зовут ее Людмила. Спрашиваем, почему в Третьяковке орудуют спекулянты.

«Мы следим, чтобы их здесь не было. Но вообще-то борьба с этими людьми не дело администрации, этим должна заниматься полиция», - поясняет Людмила и продолжает помогать людям стоять в очереди.

СТОЛИЧНЫЕ СПЕКУЛЯНТЫ СТАЛИ «ЭЛЕКТРОННЫМИ»

В соцсетях напечатаны десятки жалоб на то, что электронные билеты в галерею могут купить лишь везунчики или перекупщики. Эта проблема началась еще несколько лет назад, но апогея достигла прошлой зимой. Тогда полотна классиков привезли в столицу из Ватикана. Зрителям было предложено приходить в залы по сеансам в строго оговоренное время.

«Сегодня выкинули билеты на сайт. Как только я выбрала дату, открылся список тех, для кого покупается билет: взрослые, пенсионеры, дети и так далее. На этом потеряла минуты две. Далее нужно потратить еще минуту на подтверждение, что я не робот. Код подтверждения вообще взбесил. Зачем его отправлять на почту? Все цивилизованные сайты давно отправляют все коды на телефон. Теряем еще минуты три. Далее жму «подтвердить». Выскакивает окно: «На этот сеанс все билеты проданы». Как так? Получается, когда я выбираю билет, он может быть уже куплен. Хорошо, пробую на другой день, но уже ускоряюсь в покупке. Такая же ерунда. Повезло на третий раз. Но вот беда: сайт оплаты не работает, а когда заработал, то билеты уже аннулированы. Чувствую себя лохом» - это отзыв одной из пострадавших.

«Господа, вы тратили огромные деньги, чтобы организовать онлайн-продажу билетов! А сейчас систему подкорректировали под себя, чтобы продавать только барыгам? Час не могу заказать! И телефоны стоят на автоматах, не дозвониться» - еще один крик души.

Еще один неприятный сюрприз. Оказалось, что в отличие от старого здания Третьяковки, где сейчас показывают Куинджи, в новом корпусе на Крымском Валу электронный билет не дает права прохода по отдельной очереди. До последнего времени их владельцам приходилось стоять вместе с теми, кто будет покупать билет в кассе. Так зачем тогда тратить время на онлайн-заказ? Экономия времени получилась минимальная.

«При входе стало известно, что владельцам электронных билетов нужно стоять в общей очереди. Попытался вернуть деньги. Ответ тот же: стоять в общей очереди. Очередь несколько сотен метров. Мы приехали в 14.00, но не успели бы зайти даже к 18.00. Мы приезжие, и на следующий день уезжали из Москвы, то есть уже не смогли бы воспользоваться такими «билетами», - пишет еще одна посетительница.

Любители живописи послали жалобу на электронный адрес музея. «Общая очередь - это требование службы безопасности. Люди, не имеющие онлайн-билетов, еще будут стоять в очередь в кассу», - «успокоили» их сотрудники администрации.

В прошлом году на выставке «Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо» зрители обнаружили сайты, где билеты продавались в несколько раз дороже номинальной стоимости.

«Откуда же на порталах, не имеющих отношения к галерее, билеты, если они должны быть именными?» - возник у людей резонный вопрос. Ответ не заставил себя долго ждать: перекупщики продают их с конкретной датой, временем, а фамилию человек может вписать сам прямо в холле Третьяковки.

Нам понадобилось совсем немного времени, чтобы и сегодня найти соответствующие виртуальные странички. Здесь в выходные стоимость билета в Третьяковку может достигать 4 тысяч рублей. Получается наценка 840 процентов. Примерно столько же дает продажа наркотиков.

Даже довольно известные и вполне официальные продавцы онлайн-билетов предлагали купить их по бешеной стоимости. На выставку Айвазовского в конце 2016 года назначали цену 1,5 тысячи рублей при официальной стоимости 400 рублей.

«Мы выставили претензию и победили. Они сняли их с продажи», - говорила тогда генеральный директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.

ЗА КРИМИНАЛ НЕ В ОТВЕТЕ

На днях мы позвонили в пресс-службу галереи. «Мы не можем отвечать за перекупщиков, которые наживаются на билетах» - это стандартный ответ для всех. И никаких подробностей.

Уже позже, в неофициальной беседе, сотрудники галереи рассказали нам, что здесь действительно была большая «чистка». Поймали и уволили нескольких спекулянтов из числа штатных сотрудников галереи. Но жизнь показывает, что их места заняли другие.

В разговоре с журналистами, записанном на скрытую камеру, один из перекупщиков признается, что в системе задействована целая цепочка: администратор - кассиры - полицейские. Уличный продавец - последнее и не самое высокооплачиваемое звено. «У меня 150 рублей от всей суммы остается», - говорит перекупщик.

Руководство главной галереи страны клянется, что делает все возможное, но бороться с мошенниками не в силах. Генеральный директор Третьяковки Зельфира Трегулова рассказала, что сама занималась отловом спекулянтов и даже одного поймала.

«Видимо, не узнав меня, он предложил мне билет без очереди. Я его схватила за руку, этого человека действительно забрали в отделение. Но часа через два он появился на своем «рабочем месте» и продолжал свою деятельность», - сетует Трегулова.

А кто-то из сотрудников даже сказал, что в ситуации виноваты и сами ценители прекрасного, которые готовы отдавать деньги перекупщикам, поощряя таким образом этот нечистый на руку бизнес.

Кстати, почему билеты в кино имеют штрихкоды и являются документами строгой отчетности, а билеты на популярные выставки выдают как попало и создают почву для злоупотреблений?

Наталья Пуртова.

Фото ТАСС/В. Шарифулин,

Агентство городских

новостей/А. Никеричев.

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.