В столичные театры заметно подорожали билеты. Все рекорды бьет Большой театр - за последний месяц там цены выросли на 150%!
Билет на балет в Большой театр обойдется в среднем в 25 тысяч рублей. Еще до Нового года эта цифра не превышала 15 тысяч. Самая неудобная галерка сейчас продается за 1,2 тысячи рублей, что на 400 рублей дороже, чем месяц назад. Опера традиционно оценивается дешевле - здесь можно купить самые неудобные места по цене от 1 до 10 тысяч рублей в зависимости от того, в какое время, в какой день идет спектакль, какие звезды будут на сцене.
Сейчас в Большом готовятся премьерные спектакли балета «Ромео и Джульетта». Постановку будут показывать утром, днем и вечером. Утром за более-менее приличное место придется отдать от 15 тысяч рублей. А еще в декабре прошлого года за те же деньги продавалось место в партере на ходовой вечерний спектакль. Во всех театрах премьерные спектакли стоят в среднем на 30% дороже. Ну и конечно, состав участников добавляет нули. Таким образом за вечерний спектакль «Ромео и Джульетта» придется выложить до 30 тысяч за 1 билет в партере.
Столичные балетоманы, ознакомившись с ценами (которые, к слову, сложились при новом руководителе Большого театра Валерии Гергиеве), хватаются за головы: «Он что, думает, в Москве одни богачи живут? - возмущаются они. - В Питере, небось, у него другие цены». Да, в городе на Неве другая ситуация. «У нас за 25 тысяч и покупать не станут, поэтому цена на балет максимально доходит до 15 тысяч», - сообщает источник из Мариинского театра.
В других московских театрах цены тоже подскочили. Для того чтобы купить два билета в обычный, не топовый московский театр, придется выложить в среднем от 15 тысяч рублей. Это не на самые ходовые спектакли. Если постановка уже прогремела, эту сумму спокойно следует умножать на два. Как показали предновогодние распродажи, известные спектакли уже сейчас стали практически недоступны для простого зрителя. В лучшем случае придется провести много часов в очереди или переплатить перекупщикам.
В МХТ имени Чехова билеты подорожали на 30%. «Средний чек за прошлый год 3600 рублей. Это очень лояльные цены. Можно купить билет и за 750 рублей, и за 13 тысяч», - заявила журналистам заместитель директора по работе со зрителем МХТ имени Чехова Наталья Виноградова. Чем объясняется такая разница? В театре говорят, что здесь существуют льготные категории зрителей, которые могут ходить на спектакли или бесплатно, или с огромной скидкой. Это многодетные семьи, дети-инвалиды, участники войны. Расходы покрывают дорогие билеты. При этом желающих заплатить 20-25 тысяч рублей за хорошие места по-прежнему много. А вот дешевые билеты остаются в старой цене. По словам Виноградовой, спрос на них маленький, поэтому если увеличить ценник, вообще никто покупать не станет.
Художественный руководитель театра «Модерн» режиссер Юрий Грымов объяснил, что если зрители готовы платить больше, то и цены увеличиваются. «Если брать успешные театры, куда ходит зритель, там билеты подорожали. У нас в театре билеты тоже стали дороже примерно на 8-10%. Это связано с рынком. Никто не будет повышать цены, если нет зрителя, который платит деньги за такую услугу. Думаю, что цены не снизятся. Очень многое подорожало: производство, декорации, костюмы, обслуживание оборудования. В целом себестоимость спектаклей подорожала», - добавил Грымов.
В Театре наций на премьерные спектакли билеты стоят на 50% дороже, столько же накручивают в предпраздничные и праздничные дни. Если спектакль показывают редко - не чаще 1 раза в месяц, следует ожидать подорожания билетов еще на 30%. Объясняют это тем, что каждый раз приходится монтировать декорации, готовить костюмы, перенастраивать оборудование - отсюда и прибавка в ценнике. Но как только зритель теряет интерес к спектаклю, прайс снижается и в продажу поступают совсем дешевые билеты для малообеспеченных групп населения.
Некоторые специалисты говорят, что повышение цен на билеты происходит для того, чтобы их не скупали спекулянты. Накручивать много они уже не смогут, иначе ценник окажется слишком дорогим для простого почитателя искусства. Но другие знатоки рынка спорят: билетную мафию зачистили после череды скандалов с культовым «Щелкунчиком», когда общественность впервые обратила пристальное внимание на такое явление, как перекупщики. Многие думали, что эта «профессия» осталась в далеком прошлом. «Перекупщиков стало меньше после определенных движений органов, исчезли сайты-клоны. При этом грамотность зрителей тоже увеличилась. Люди стали понимать, что выгоднее покупать билеты на сайте театра», - заявил Юрий Грымов. Вместе с тем и он сам, и другие эксперты утверждают, что ожидать снижения цен не стоит - они будут только расти.
Наталья Владимирова.
Фото: А. Любимов/Агентство «Москва»