Новости культуры и искусства
1460 | 0

Андрей Миронов: Король трагикомедии

16 августа 1987 года из жизни ушел Андрей Миронов - один из любимейших актеров нашего кинематографа.

Андрей Миронов: Король трагикомедии
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Ему одинаково хорошо удавались самые разные герои: и предприимчивый Дима Семицветов в «Берегись автомобиля», и обаятельный мошенник Остап Бендер в «12 стульях», и контрабандист Геша Козодоев в фильме «Бриллиантовая рука». Его называют королем трагикомедии. Будто в плату за этот титул, судьба артиста получилась яркой, бурной и в итоге крайне трагичной.

КИНОЗВЕЗДА

Комедия «Три плюс два» стала первым успешным фильмом актера, который с интересом смотрят и пересматривают даже спустя десятилетия. На съемочной площадке у Андрея Миронова случился роман с Натальей Фатеевой. Для него это было первое серьезное чувство, а у актрисы к тому моменту за плечами были развод и ребенок от предыдущего брака - она была старше на семь лет. Когда работа была закончена, Миронов захотел представить возлюбленную родителям. Фатеева на знакомство поехала с сыном, чтобы не было никаких вопросов. После этой встречи роман сошел на нет - властная мать актера потенциальную невестку не одобрила.

После премьеры «Бриллиантовой руки» в 1969 году он стал известным во всем Советском Союзе. Кинолента стала лидером проката того года - ее посмотрели 76 миллионов советских зрителей. Фильм открыл еще одну грань таланта актера: оказалось, что он прекрасно поет и танцует, притом что никогда не учился музыке и вокалу, сам считал, что слуха у него нет, петь не умеет, но очень хочет и любит... Отсутствие музыкального образования и богатого голоса Андрей Миронов компенсировал артистизмом, пластичностью, приятным тембром и готовностью много раз репетировать и записывать исполнение. Впоследствии Миронову с удовольствием давали петь многие режиссеры, более того, специально под него дописывали музыкальные номера, как, например, в «12 стульях».

В 1973 году он снялся в фильме «Невероятные приключения итальянцев в России», в котором сыграл капитана милиции Андрея Васильева. Интересно, что актер не обращался за помощью к дублерам, а сам снимался в сценах со львом, прыгал с разведенного моста и не только. Эльдар Рязанов вспоминал, что Андрей Александрович поразил всех своей отважностью и храбростью.

Андрей Миронов был больше известен как комедийный актер - таким его привыкли видеть зрители, такие роли ему предлагали режиссеры. Но были у него и драматические герои - Илья в «Повторной свадьбе», Павел Фарятьев из «Фантазий Фарятьева» и стоящий особняком журналист Ханин из драмы «Мой друг Иван Лапшин». Режиссеру Алексею Герману нужен был серьезный актер, который сыграл бы надлом и переворот в сознании, и выбор на эту роль водевильно-мелодраматичного Андрея Миронова многих удивил. Но в результате многие стали считать Ханина вершиной творчества актера, а эпизод с попыткой самоубийства героя вошел в программу театральных вузов.

ПОКОРИТЕЛЬ ЖЕНСКИХ СЕРДЕЦ

Андрей Александрович был настоящим дамским угодником, хотя сам часто задавался вопросом: как это они влюбляются в него, ведь вроде бы в нем нет ничего примечательного? Но у артиста были особый шарм и харизма, которые не могли оставить равнодушным противоположный пол.

До встречи с матерью своей единственной дочери Марии Мироновой актер хотел жениться на коллеге Татьяне Егоровой. С ней он познакомился в Риге во время работы над спектаклем «Над пропастью во ржи». По словам актрисы, после встречи с ней он перестал думать о других женщинах и твердил, что хочет всю жизнь прожить с ней. Вот только в жизни Миронова была другая самая главная женщина - его мама. «Ей не нравилось, что он меня любит. Ей хотелось, чтобы он любил только ее. Это очень трудно. И у меня характер, и у нее. Столкновения были», - напишет позже в своей книге, посвященной отношениям с актером, Татьяна Егорова. Книга вышла в 1999 году под названием «Андрей Миронов и я». Из мемуаров следовало, что, в общем-то, именно она была главной женщиной в жизни Миронова, если, конечно, не считать его мать Марию Владимировну. Той в книге было уделено немало места: она предстает безумно влюбленной в сына и ревнующей его к другим женщинам. Когда Егорова забеременела от Миронова, Мария Владимировна настаивала, чтобы она сделала аборт, а сыну говорила, что ребенок якобы не от него. Ребенка Егорова в итоге потеряла...

Первой официальной женой мэтра стала Екатерина Градова. Он сделал ей предложение, когда она играла самую известную свою роль - радистку Кэт в «Семнадцати мгновениях весны». Сделал стремительно: до этого они виделись всего несколько раз. Миронов ухаживал за Екатериной, приезжая в павильон, где снимались «Мгновения», с банками клубники и охапками сирени (и то и другое он добывал на родительской даче). Сразу назначили дату свадьбы, и через несколько месяцев отправились в загс. Потом у них родилась дочь, ныне актриса Мария Миронова. Как вспоминала Градова: «Андрей был очень консервативен в браке. <...> Он не разрешал мне делать макияж, не любил в моих руках бокал вина или сигарету, говорил, что я должна быть «прекрасна, как утро», а мои пальцы максимум чем должны пахнуть - это ягодами и духами. Он меня учил стирать, готовить и убирать так, как это делала его мама. Он был нежным мужем и симпатичным, смешным отцом. Андрей боялся оставаться с маленькой Манечкой наедине. На мой вопрос, почему, отвечал: «Я теряюсь, когда женщина плачет».

Увы, брак продлился недолго. Рассказывают, что Градова не смогла смириться с изменами мужа. Впрочем, многие тогда считали, что они в принципе не пара - слишком уж разные люди. Впоследствии Градова продолжала общаться с бывшим мужем, даже играла в спектаклях, которые он ставил на сцене Театра сатиры (мало кто сегодня об этом помнит, но Миронов активно пробовал себя в режиссуре).

А вот со второй и последней женой, Ларисой Голубкиной, Миронов познакомился за 14 лет до свадьбы. В конце 1963 года их познакомила Наталья Фатеева, которая с Голубкиной подружилась во время совместной поездки за границу. Рассказывают, что она загорелась мыслью их свести и действительно выступила в роли свахи. Очень скоро Андрей сделал Ларисе предложение, но в такой форме, что серьезно она к нему отнестись не могла («Лариска, выходи за меня замуж!» - «Не хочу!» - «Как ты не хочешь? Все хотят, а ты не хочешь?»). В следующем году он предложение повторил, и оно снова было отвергнуто. Но дружить они дружили, и в середине 70-х это наконец переросло в более серьезные отношения: Миронов переехал жить к будущей супруге, привезя с собой ценные вещи: импортный унитаз и антикварную лампу. Голубкина потом вспоминала, что очень смеялась. В 1977 году они расписались.

Брак длился десять лет, в течение которых Лариса проявляла чудеса сдержанности и понимания. Она была полностью сосредоточена на своей работе, а любовь Андрея к женщинам воспринимала как издержки профессии...

Евгения Лаврова.

Фото: В. Пищальников/РИА Новости

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.