Сергей Урсуляк выступил с инициативой: запретить нецензурную брань в театральных постановках и фильмах.
Ведь оказывается, мат до сих пор свободно звучит со сцены или в кадре, если это «необходимо» по сценарию...
Ситуация интересная. У нас много говорят и пишут в различных источниках, что государство закручивает гайки в сфере культуры: то нельзя, это нельзя. И деятели разных искусств - одни с сожалением, другие с одобреним - говорят, что вернулись времена цензуры. Но если разобраться, то нельзя пока только демонстрировать сцены курения. Есть соответствующий закон об охране здоровья граждан от табака, где это четко прописано. А все остальное до сих пор можно!
Правда, есть еще ряд законов, которые косвенно влияют на свободу творчества: об оскорблении чувств верующих, об оправдании терроризма... По ним благодаря бдительности общественников иногда привлекают к ответственности слишком свободных творцов. Но это хоть и резонансные, но единичные случаи. В целом у нас настали времена не цензуры, а самоцензуры. Например, в некоторых столичных театрах убрали обнаженку. Есть спектакли, которые идут годами и в которых раньше были голые сцены. Сейчас эти сцены подкорректировали так, чтобы все было прикрыто. А вот к мату отношение остается снисходительным. И на это обратил внимание Сергей Урсуляк:
- Я согласен, что мат - это часть языка. Причем больше того скажу, это неотъемлемая часть языка, это крайне важная часть языка. Другой разговор, что пользоваться этой частью языка нужно очень аккуратно. Есть и были виртуозы владения этим языком: когда это неоскорбительно, когда это придает шарма, перца и чего хотите. Но бытовой мат - это чудовищно! А еще хуже - мат в театре и в кино. Я сторонник того, чтобы это категорически запретить и разрешать только тогда, когда это действительно художественно необходимо. Такие случаи тоже бывают.
- Конечно, нецензурные ругательства надо запретить! - поддержала режиссера народная артистка Раиса Рязанова. - У нас мата и в жизни хватает. Зачем же еще со сцены агитировать людей к его использованию? Понятно, что зрители, когда слышат мат, вроде бы улыбаются. Но при этом испытывают неловкость. Нельзя это делать! Нельзя, чтобы мат звучал в театре и кино! И я думаю, что действительно нужен специальный закон для этого.
- Пусть все, кто хочет употреблять мат, отправляются туда, где этот мат употреблялся в советское время. За гаражи! - говорит актриса Оксана Сташенко. - Там, где встречались раньше мужики, чтобы выпить пива с воблой, звучал мат. Но оттуда его даже во дворы не несли. И уж тем более не несли в семьи, не матерились при детях. А если кто матерился, то за это было общественное порицание. А сейчас матерись где хочешь. Хоть со сцены! Очень надеюсь, что законодательно это запретят.
- Мат является, к сожалению, неотъемлемой частью нашего общения, - говорит директор Московского детского музыкально-драматического театра Альберт Могинов. - Но не стоит забывать, что и кино, и театр, помимо развлекательной функции, несут еще культурно-просветительскую, воспитательную. И в связи с этим я однозначно за полный запрет мата в спектаклях и кинофильмах. Культура общения и подрастающего поколения, и нынешних взрослых людей во многом определяется тем, что они видят на экране и на сцене. Поэтому там мата быть не должно!
КСТАТИ
Почти год прошел после скандальной «голой вечеринки» Анастасии Ивлеевой. Участников данного мероприятия сначала заклеймили позором, потом они в массовом порядке покаялись, зажили прежней жизнью. А теперь певица Лолита, одна из тех, кто «проходил по делу», уверяет, что, в общем-то, ничего особенного на «голой вечеринке» не происходило - зря «раздули катастрофу вселенского масштаба».
- Мне кажется, наше общество чересчур стало перестраховываться, это своего рода болезнь роста, - рассуждает певица. - То все было можно так, что хоть умри. А то все резко стало нельзя настолько, что ты даже, простите, не знаешь, можно ли пукнуть или же этим оскорбишь кого-то. Сейчас у нас такое время, когда все воспринимается болезненно и гипертрофировано. Ведь в той вечеринке у Ивлеевой не было ничего такого, за что следовало бы наказывать артистов. Разве что парень с носком на причинном месте (рэпер Vacio. - Ред.) - это, конечно, перебор. А в итоге из всего этого раздули катастрофу вселенского масштаба. Хотя эта вечеринка, в отличие от тех, что происходят в той же Америке, никому не испортила жизнь, не оказала ни на кого влияния. Есть вещи гораздо хуже...
Федор Гришин,
Лидия Мезина.
Фото: С. Киселев/АГН «Москва»