Новости культуры и искусства
2814 | 0

"Вечное возвращение" Киры Муратовой: неповторимый акт искусства

"Вечное возвращение" Киры Муратовой: неповторимый акт искусства
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

В своей новой картине "Вечное возвращение" Кира Муратова, как никто из отечественных режиссеров, смогла продемонстрировать трагедийность творческих и финансовых поисков авторского кинематографа, мастерски доведя их до абсурда.

Повествование гротескового памфлета Муратовой больше похоже на шарманку - механизм, которой вот-вот должен дать сбой, но каким-то чудом мелодия, извлекаемая из старого ящика, меняет свою скорость, усиливается или замедляется, проигрывая равнозначные отрывки в разной тональности и манере.

В центре сюжета два героя: мужчина и женщина. Он - приехавший по командировке служащий, она - хозяйка квартиры. Этих людей связывает довольно поверхностное знакомство, ведущееся со студенческих времен, но несмотря на это мужчина сходу начинает выкладывать свои проблемы, требуя от собеседницы немедленного совета.

Нравственная дилемма визитера заключается в том, что он любит свою жену Люсю, но Людочку он забыть никак не может. На все попытки героини как-то уразуметь ситуацию и дать житейский совет мужчина упрекает ее в черствости и холодности.

Дальше он демонстративно хлопает дверью, а по телевизору объявляется о несчастном командировочном, покончившем жизнь самоубийством. В дверь опять раздается звонок и все снова повторяется.

Этот не получающий в дальнейшем ни какого развития сюжет будет повторяться с участием разных актеров, чьи заслуги и значимость будут расти пропорционально экранному времени. В картине участвуют известные по фильмам Киры Муратовой ведущие отечественные актеры, в числе которых Наталья Бузько, Георгий Делиев, Алла Демидова, Яна Заргарьянц, Ута Кильтер, Виталий Линецкий, Рената Литвинова, Сергей Маковецкий, Юрий Невгамонный, Филипп Панов, Геннадий Скарга, Олег Табаков. Такой пестрой палитрой актерских работ и доведенных ими до абсолютного комизма образах, автор явно компенсирует пасмурный черно-белый тон бесконечной киноновеллы с ее замкнутым на себе пространством.

В картине Киры Муратовой присутствуют нескрываемые отсылки к метафизической концепции Ницше, имеющей аналогичное название. Замкнутость и безвыходность "вечного возвращения", осознание тщетности всего нового пред "тяжелейшей из мыслей" превращается у Муратовой в трагикомическую ситуацию, по своей пафосности и архаичности сопоставимую с античной трагедией, где все доведено до абсурда и перевернуто с ног на голову.

"Вечное возвращение", несмотря на неоспоримость тезиса, рискует стать неповторимым актом самого искусства, не допускающего самоповторов и однообразия, избежать которых по мнению автора можно с помощью юмора.

Затрагиваемый в "Вечном возвращении" вопрос финансирования будущего фильма не менее тонок и щекотлив. Показанные в просмотровом зале кинопробы потенциальному инвестору (и зрителю фильма) не дают полной ясности, каким будет будущий фильм и стоит ли в него вкладывать деньги. У Муратовой, как и у Ницше, высказавшего в своем труде, что "Бог умер", творец почил, так и не досняв своего лучшего шедевра. Следовательно "вечное возвращение" - это вечное столкновение поисков, трагическая развязка которых неизбежна.

Винсонт Прайс

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.