После резонансных историй с Артуром Смольяниновым и Дмитрием Назаровым в Госдуме озадачились тем, чтобы не подпускать некоторых артистов к мероприятиям и проектам, которые финансируются из бюджета.
И Артур Смольянинов, и Дмитрий Назаров не первые, кто демонстративно выступил против государства, от которого регулярно получали деньги. Например, Чулпан Хаматова, которая эмигрировала в Латвию и оттуда выступала с антироссийскими заявлениями, помимо немаленькой зарплаты в театре «Современник», где она числилась в штате, активно зарабатывала на госконтрактах. Благодаря им актриса пополнила свой банковский счет на 17,3 млн рублей. Эти деньги ей заплатили из бюджета за участие в различных театральных постановках и культурных мероприятиях.
Анна Нетребко, осудившая позицию России и осевшая в Австрии, тоже постоянно фигурировала на сайте госзакупок. Скажем, Казанский театр оперы и балета заплатил ей почти 6 млн рублей только за один концерт, а Мариинский театр в Санкт-Петербурге перечислил 13,5 млн за участие в нескольких спектаклях.
Из государственной кормушки не вылезал и Артур Смольянинов, который недавно печально прославился своей фразой о том, что ему наплевать на Россию, даже если от нее останется только одна область, а «все остальное превратится в радиационный пепел». Звезду «9 роты» звали выступать в регионах и за один творческий вечер, как выяснилось, платили по 250-300 тысяч. Кроме того, у него были и контракты в столичных учреждениях культуры на самые разные, но отнюдь не копеечные суммы. Неудивительно, что Артур не так давно сумел приобрести просторную квартиру в центре Москвы. Перебравшись в Латвию, он признался западным СМИ, что не собирается ее продавать: «Не для того я столько копил на эту квартиру, и столько сил, эмоций, времени и денег было потрачено на нее, чтобы я сейчас ее продавал». А может, надо бы ему все-таки задуматься о продаже, так как в Госдуме недавно обсуждали возможность конфискации имущества у тех, кто уехал за границу и оттуда ругает родину.
Дмитрий Назаров, который развернул антироссийскую активность в интернете, за имущество пока, наверное, может не переживать. Он ведь никуда не уехал. А вот источники дохода актер потерял. Назарова уже уволили из МХТ им. Чехова, где как штатный артист он получал примерно 300-500 тысяч рублей в месяц. А теперь звезду «Кухни» могут отлучить и от госзаказов, которых у него за прошлый год было почти на 7 млн рублей. Так, ряд депутатов выступил с заявлениями о том, что артистам, обозначившим свою антироссийскую позицию, необходимо перекрыть доступ к казенным деньгам.
- У них здесь кормовая база. Значит, надо отрезать от всевозможных кормушек, - сказала глава комитета Госдумы по культуре Елена Ямпольская.
А депутат Екатерина Стенякина развила эту идею:
- Должен появиться публичный стоп-лист тех, кто не должен появляться на культурных площадках, на федеральных каналах и участвовать в проектах, финансируемых государством. Люди должны знать тех, кто предал страну. Это не цензура, а логичная реакция на отвратительное, на мой взгляд, поведение.
— Все это, пожалуй, разумно, - поддержал коллег по Госдуме Анатолий Вассерман. - Мало кто захочет, чтобы его ругали и оскорбляли за его же деньги. И это относится к государствам в той же мере, что и к отдельным людям. Другое дело, что есть на самом деле довольно много технических проблем, возникающих в связи с подобными предложениями. В некоторых случаях трудно доказать, что человек намеренно что-либо ляпнул. Тут есть много тонкостей. Поэтому от идеи до ее организационного воплощения зачастую проходит очень много времени. Причем это относится не только к идее стоп-листа. Практически любой проект закона дорабатывается иной раз по несколько лет, прежде чем удастся вычистить хотя бы самые очевидные темные места в нем...
Но я хочу обратить внимание вот на что. На самом деле проблема не в артистах! Потому что артист — это такой склад характера, при котором человек считает главной своей задачей вызвать у аудитории сильные эмоции. И как их вызывать — это уже второй вопрос. Зачастую человек, как в той поговорке, ради красного словца не пожалеет и отца. Для артиста это более-менее нормально. И если такое количество артистов высказывает нечто, мягко говоря, странное, то это скорее означает, что с самой аудиторией что-то не в порядке. Среди наших граждан, оказывается, слишком много людей, которые хотят услышать нечто подобное. Даже если сами они не отдают себе отчета в своих желаниях, артисты это чувствуют. Причем они ориентируются не на зарубежную аудиторию, даже если говорят это, пребывая за рубежом. Они продолжают ориентироваться именно на своего домашнего зрителя. И если столь много артистов вот так высказываются, то, боюсь, это в нас что-то надломилось.
Лидия Мезина.
Фото: С. Киселев/АГН «Москва»