Новости культуры и искусства
1859 | 0

«Ника» старалась, как могла

Наверное самое главное отличие ежегодной кинопремии «Ника», отметившей в этом году свое  28-летие, это не превзойденное желание делать все так как другие не делают: шутить там, где бы другие промолчали, устраивать кинокапустник на самом ровном месте, оговариваться даже в самых важных номинациях и обходить вниманием те фильмы, которые на аналогичных кинопремиях получают главные призы, но при этом всегда выходить сухими из воды и даже иметь при себе пару другую хохм на прихвате, за что киноакадемики  должны сказать отдельное спасибо бессменному художественному руководителю «Ники» Юлию Гусману, который уже много лет стоит на вахте хорошего чувства юмора, подобно дорогому вину, крепнущему и растущему в цене год от года.

«Ника» старалась, как могла
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Перед тем, как началась телесъемка кинопремии, Юлий Гусман обратился к собирающимся в зале гостям вечера с напутствием: «А теперь репетируем ладушки для тех каналов, которым СТС нарежет и продаст ваши искренние аплодисменты за большие деньги». Всякий раз когда зал не достаточно сильно сотрясал воздух аплодисментами, Гусман не без таланта маститого режиссера  массовых сцен, заставлял «звездную массовку», будь то Станислав Садальский, Максим Дунаевский или Борис Грачевский, исполнять свой зрительский долг.

По традиции «Нику» открыл президент Академии Андрей Кончаловский, отметивший, что в этом году из большого числа  картин выбор был сделан не без труда, что мэтр посчитал хорошей тенденцией роста, а многие в пику ему усмотрели в этом творческом изобилии близящуюся засуху, которая обернется настоящим кинематографическим неурожаем, который не остановит даже «госзаказ» на «правильное кино».

В отличие от «Золотого орла» академики  «Ники» позволили себе без каких бы то  ни было угрызений совести сбросить с себя лишний балласт Михалковского «Солнечного удара» не смотря на триумф и награды, которыми фильм был отмечен, сосредоточив свое внимание на главных фаворитах этого года, тем более, что «Ника» в своих предпочтениях оказалась намного ближе к мнениям профессиональных кинокритиков, выбрав на соискание: последнюю кинокартину Алексея Германа «Трудно быть богом», нашумевший в России и мире «Левиафан» Андрея Звягинцева, элегическую утопию Андрея Кончаловского «Белые ночи почтальона Тряпицына», философскую притчу  о вечной любви на фоне ядерных испытаний Александра Котта «Испытание» и современную  трагедию  о маленьком человеке противопоставленному большой системе лжи Юрия Быкова «Дурак».

Ежегодно присуждаемый приз Академии за  «Честь и достоинство» в этом году был отдан Лии Ахеджаковой из рук жены экс-президента России Наины Ельциной и близкой подруги и коллеге по цеху Инной Чуриковой. С особыми словами к актрисе обратился ее наставник и проводник в мире большого кино, Эльдар Рязанов, который в связи с недавней болезнью не смог посетить церемонию и сделал это через видео обращение: «У меня огромная радость, что премия вручается актрисе, с которой я долго работал, с которой мы не разлей вода, - сказал Рязанов. - Это женщина отважная в творчестве, беззаветная в работе, это Лия Ахеджакова. Дорогая Лиичка, поздравляю от всей души и сердца. Готов ради тебя ввязаться в какую-нибудь авантюру».

Абсолютным фаворитом по числу забранных статуэток крылатой богини победы, стал последний фильм Алексея Германа «Трудно быть богом». Картина Алексея Германа настолько полюбилась киноакадемикам, что они с удовольствием присудили несколько призов сразу. Леонид Ярмольник взял премию за «Главную мужскую роль», Владимир Ильин и Юрий Клименко - «Лучшая операторская работа», Алексей Герман посмертно получил премию как «Лучший режиссер». Николай Астахов - «Лучший звукорежиссер».

Не единожды на сцену  за статуэтками поднималась вдова Германа, Светлана Кармалита и сын режиссера Алексей Герман-младший. Светлана Кармалита не скрывала своего восторга и удивление, говоря: «Вообще я такого на «Нике» еще не помню».

Чуть более повезло фильму Андрея Звягинцева с актерскими работами второго и первого планов. Приз за лучшую женскую роль забрала Елена Лядова.  В номинации за «Лучшую мужскую роль второго плана» «Нику»  получил Роман Мадянов поблагодаривший  со сцены свою семью,  потом  добавив видимо в пику представлявшему до этого фильм «Дурак» Алексею Кортневу фразу из одноименной песни музыканта: «Я офигиваю мама!».

В завершение церемонии, своеобразным апогеем «политико-кинематографического капустника» стало письмо президента России Владимира Путина, видимо долго шедшее до адресата, зачитанное Андреем Кончаловским, в котором глава государства отметил роль «Ники», как консолидирующую  кинематографическое сообщество, ведь дорого даже не само внимание  и количество собранных статуэток, а то признание и доверие,  которое так сложно заслужить.

Алексей Вишец

Фото: ИА «Столица»

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.