Театральные и оперные критики говорят, что премьеры в московском театре Натальи Сац – всегда громкое событие, ведь каждая работа отмечена «знаком качества» — тем неповторимым колоритом, что притягивает в стены театра и детей, и взрослых.
Осень 2015 года преподнесла сюрприз в виде спектакля «Лисичка. Любовь», в основе которого лежит опера Леоша Яначека «Похождения Лисички-плутовки».
Для театра это событие важно еще и потому, что новый спектакль стал первой оперной премьерой юбилейного, 50-го, сезона! Что же касается «Лисички», то в театре называют оперу одним из «поворотных произведений для оперы ХХ века», сравнивая с современной мистерией.
По воспоминаниям, на создание оперы про лису Остроушко Яначека подвиг комикс журналиста Рудольфа Тесноглидека и художника Станислава Лолека. А источниками вдохновения стали восхищение природой и безответная любовь к замужней Камилле Стоссловой.
Впервые «Приключения лисички-плутовки» были поставлены в Брно в 1924 году, затем последовали постановки в других городах и странах, работу перевели на множество языков.
Кстати, сама опера значила для создателя так много, что на похоронах Яначека играла музыка из заключительной сцены. А на его родине, в Хуквальдах даже установлен памятник лисе Остроушке.
Выступая на открытии сезона, дочь основателя театра, а ныне одна из его руководителей, Роксана Николаевна Сац рассказала вкратце содержание спектакля, сделав это очень содержательно и интересно.
Как считает известный (в прошлом) музыкальный критик и эксперт в области оперы Андрей Хрипин, это большой прорыв, тем более для театра Натальи Сац, который является театром для детей, а Яначек и для взрослых считается сложным композитором.
«Этот великий моравский композитор был влюблен в русское искусство, особенно в русскую литературу и музыку, боготворил Чайковского, Достоевского, Островского. По драме которого «Гроза» написана одна из самых задушевных опер Яначека «Катя Кабанова». А в его собственной музыке можно услышать что-то от Чайковского. Но это композитор другой эпохи, и мы слышим в его произведениях весь ХХ век с его тревогой, невротизмом, разломом, предощущением апокалипсиса», — говорит эксперт.
По его мнению, мелодии у Яначека прекрасные, но такие короткие, их как будто хочется продлить, растянуть, причем, консосанс мирно уживается с диссонансом, славянская напевность — с жесткой и графичной декламационностью.
Оперы Яначека — редкий гость в нашем театре. И что самое интересное, «Лисичка» в скором времени «пойдёт по рукам» — в ноябре ее премьера ожидается в Камерном музыкальном театре имени Б.А. Покровского (музыкальный руководитель — Геннадий Рождественский, большой знаток Яначека).
Одной из самых сильных сторон спектакля Театра Сац — это его музыкальная сторона под управлением великолепного дирижера Евгения Бражника. Молодые солисты театра — большие молодцы, они освоили столь непростой стиль Яначека очень хорошо — и это одна из главных побед. Очень приятно, что театр под руководством Георгия Исаакяна не боится «сложного», «недетского» репертуара. И это правильно. Дети всё понимают. С ними не нужно сюсюкать. «И они прекрасно восприняли «Лисичку», потому, что это прекрасная музыка и спектакль о вечных ценностях жизни — я тому свидетель», - заметил Андрей Хрипин.
В театре рассчитывают, что новую работу оценят, в первую очередь, подростки, молодые люди, только вступающие во взрослую жизнь, задумывающиеся о ее смысле своего существования, о любви, о потерях и о своем месте в этом огромном, сложном и прекрасном мире.
Андрей Князев.
Фото Елены Лапиной.