Новости культуры и искусства
2321 | 0

«Гвоздем сезона» назвали спектакль Римаса Туминаса «Евгений Онегин»

«Гвоздем сезона» назвали спектакль Римаса Туминаса «Евгений Онегин»
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Среди множества театральных премий "Гвоздь сезона" стоит особо. Каждая церемония - маленькая встряска для компактного московского театрального сообщества. Этот ежегодный капустник в исполнении блестящего актера Сергея Епишева и изобретательного режиссера Константина Богомолова ежегодно собирает в зале околотеатральную публику. Провокатор и правдолюб Богомолов редко стесняется в выражениях, и если в его спектаклях объектами насмешек выступают абстрактные народ, власть и церковь, то на "Гвозде сезона" жало его сатиры направлено всегда против конкретных театральных деятелей. Разумеется, такой живой и смелый юмор вызывает в зале взрывы хохота - смеются все, кроме тех, кто на этот раз стал объектом шутки.В этот раз самая бессердечная колкость выпала на долю режиссера Андрея Альбертовича Житинкина, знаменитого в театральной среде своей любовью к банкетам. Богомолов обратился со сцены к Андрею Альбертовичу лично и, извинившись за отсутствие банкета после церемонии, попросил передать театральному деятелю сухой паек. Для Житинкина такой выпад стал полной неожиданностью, он посидел еще полчаса с совершенно ошарашенным видом, а потом, не дожидаясь конца, покинул зал.

А началась церемония с перепалки скандального режиссера МХТ имени Чехова Богомолова и первого заместителя председателя СТД России Евгения Стеблова. Стеблов должен был открывать церемонию, но его позвали на сцену лишь на десятой минуте церемонии, да еще обозвали Александровичем, В ответ Евгений Юрьевич тоже съехидничал и упорно называл Богомолова Валентином. После его речи ведущие пренебрежительно сообщили, что это приветственное слово было скучным, а вот самое лучшее слово произнесет актриса из театра зверей дедушки Дурова - удав по имени Маша. Маша призвала "коллег по цеху" не жалить друг друга, как они обычно делают и дружить. А в конце оказалось, что это не удав, а кобра! Намек более чем прозрачный, все ведь знают, как "дружат" между собой актеры и режиссеры.

Не менее смелой стала реприза, посвященная Сергею Филину, руководителю балетной труппы Большого театра. Веселая песенка про серную кислоту (именно этой жидкостью год назад был облит Сергей Филин) могла показаться совершенно бестактной - но так как сейчас ходит много слухов о том, что нападение было постановочным, возможно, Богомолов с Епишевыми хотели продемонстрировать, что и они склоняются к этой версии.

Не прошли ведущие и мимо своих собственных достижений. Епишев, артист Театра им. Вахтангова, с позволения Богомолова прочел своему театру оду - "ради быстрого карьерного роста", а Богомолов шутил о своем скандальном увольнении из МХТ им. Чехова. Прошлись ведущие и по своим недоброжелателям - о натянутых отношениях Богомолова с Валерием Фокиным публика наслышана, так что никто не удивился, когда Константин со сцены СТД назвал худрука Александринского театра "унивесральной машиной". Грубость этого момента была сглажена внезапным появлением актера ПавлаЧинарева, который потребовал прекратить издевательство над режиссером Фокиным, "который любит нас" - дело в том, что православные активисты, поднявшись на сцену во время действия, таким же образом пытались сорвать показ богомоловского спектакля "Идеальный муж. Комедия". К слову сказать, это был второй выход Чинарева на сцену - в первый раз он предстал в образе "молодого актера, не нюхавшего еще пыль кулис". Богомолов с Епишевым насильно совали Чинареву в лицо кулисы, и когда он вдоволь надышался пылью, то превратился в "Актера Актерыча", что доказал, прочитав длинный и весьма наигранный монолог.

Эта издевка над русским академическим театром ("русским национал-психологическим", как шутили на одной из прошлых церемоний) не новость на "Гвозде сезона". Вот и в этот раз Богомолов с Епишевым демонстративно отказались в начале церемонии от любых экспериментов и провозгласили единственно верным курс на психологизм, но не выдержали и после вручения приза спектаклю Юрия Бутусова пустились в творческий полет по методу этого режиссера. Те, кто видел бутусовскую "Чайку" в "Сатириконе" хохотали взахлеб - настолько похожим и вместе с тем гипертрофированным оказался этот номер.

Вспоминали по ходу действия и режиссера Яшина, бывшего худрука бывшего театра им. Гоголя, и Константина Райкина (появление торгового центра "Райкин плаза" сделало Константина Аркадьевича особенно удобной мишенью для острот), и Татьяну Доронину и многих, многих других.

По итогам минувшего сезона лауреатами премии стали спектакли: «Граф Орлов» (театр «Московская оперетта»), «Добрый человек из Сезуана» (Театр Пушкина), «Старый сеньор и…» (Театр кукол Образцова), «Цена» (Театр Маяковского) и «Евгений Онегин» (Театр Вахтангова).

Обладателем же «Большого хрустального гвоздя» (гран-при) стал «Евгений Онегин» - спектакль Римаса Туминаса. Правда, сам режиссер, ставший в последние годы абсолютным рекордсменом по количеству столичных театральных наград, прийти на церемонию не смог, поскольку находился на гастролях в Красноярске. За него награду получала Юлия Борисова. Ее публика встречала стоя.

В целом церемония оказалась не столько острой, как прошлогодняя и десятая, юбилейная. Но все же изюминок было немало.

Евгений Вихарев, Андрей Князев

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.