Чрезвычайные происшествия. Криминальные новости.
3370 | 0

Террористы в воздухе

В этом году наша страна отмечает печальный юбилей.

Террористы в воздухе
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Ровно полвека прошло с трагической даты 15 октября 1970 года, когда в Советском Союзе был совершен первый, широко освещавшийся в мировых СМИ угон гражданского авиалайнера.

К сожалению, в Советском Союзе, как и в современной России, известно немало случаев захвата авиалайнеров преступниками.

МЕСТЬ НЕБЕС

Попытки угона гражданских авиационных судов в Советском Союзе происходили с начала 1950-х годов. В массе своей террористы требовали от летчиков лететь в Турцию, но все такие попытки были успешно пресечены.

Первый удачный угон авиалайнера произошел 15 октября 1970 года. Самолет компании «Аэрофлот» с 46 пассажирами на борту и 5 членами экипажа должен был совершить рейс из Батуми в Сухуми, это должно было занять около тридцати минут. К сожалению, судьба распорядилась иначе.

Едва Ан-24 убрал шасси и поднялся в воздух, как со своего места, отстегнув ремни, резко поднялся мужчина, который явно сильно нервничал. Странный пассажир быстрым шагом приблизился к бортпроводнице Надежде Курченко и протянул ей плотно запечатанный черный пакет, попросив немедленно отнести его пилотам.

Удивленная девушка хотела исполнить просьбу странного пассажира и даже было открыла дверь в кабину пилотов, но интуитивно почувствовала опасность и обернулась. В следующее мгновение Надежда увидела, как нервный пассажир следует прямо за ней с револьвером в руке. Не теряя самообладания, бортпроводница захлопнула дверь в кабину пилотов и прижалась к ней спиной. На требование террориста вновь открыть дверь Надежда ответила категорическим отказом. Завязалась драка.

В это время пилоты, чтобы хоть как-то помочь находившимся в салоне пассажирам и бортпроводнице, начали раскачивать самолет, чтобы преступник упал с ног. Эти действия не принесли ожидаемого результата, а взбешенный террорист начал стрелять. Надежда Курченко была ранена в бедро.

На помощь девушке хотели прийти двое пассажиров, но им запретил это делать находившийся в самолете второй преступник - подросток, показавший связку гранат под плащом. В это время первый террорист выпустил в бортпроводницу вторую пулю, попавшую в живот. Девушка впоследствии скончалась.

Затем преступник вошел в кабину пилотов и выстрелил в командира экипажа, потребовав, чтобы раненый мужчина летел в Турцию…

Угонщиками оказались 46-летний Пранас Бразинскас из Литвы и его сын Альгирдас. Самое неприятное заключалось в том, что турки отказались выдать террористов, которые затем перебрались жить в США.

Однако небесное возмездие все же покарало преступников. В 2002 году младший из захватчиков самолета сошел с ума и в психопатическом припадке забил своего отца до смерти бейсбольной битой.

ВОЗДУШНОЕ ТАКСИ В ТУРЦИЮ И ОБРАТНО

В СССР с такси было очень сложно, но в ряде регионов существовала даже воздушная разновидность этого дефицитного вида транспорта.

Один из маршрутов воздушного такси перевозил пассажиров из Керчи в Краснодар. Этим обстоятельством решили воспользоваться двое студентов - Николай Гилев и Виталий Поздеев.

Молодые люди давно хотели сбежать в Турцию, только не знали, как это сделать. В конце концов студенты решили бежать на воздушном такси. Расчет был верным: угнать небольшой L-200 было намного проще, чем крупный лайнер. Билеты на воздушное такси были дешевыми, и угонщики выкупили все четыре места в самолете. При этом Николай Гилев заранее на курсах ДОСААФ научился управлять данным видом самолета.

Бежать решили 27 октября 1970 года. Правда, вышла накладка. В аэропорту после регистрации обнаружилось, что на борт прошло двое пассажиров вместо четырех, и еще одно место продали Юрию Дербеневу.

Когда самолет оторвался от взлетной полосы, на третьего пассажира набросили мешок и связали. Далее преступники без труда отняли у пилота штурвал и повернули самолет в сторону Турции. Однако вскоре стало понятно, что управлять воздушным судном не так просто, и летчика вернули за штурвал. Перелет прошел удачно.

Самолет сел на военной базе США. Но студенты не были ни шпионами, ни диссидентами. Американцам, как и туркам, студенты были не нужны. В итоге вместо шикарной западной жизни угонщики оказались в лагере для перемещенных лиц, а затем были выданы СССР, где отсидели за свое преступление 10 и 12 лет.

ПИРОТЕХНИЧЕСКОЕ ШОУ

Сложно сказать, на что рассчитывают угонщики воздушных судов, поскольку за редчайшим исключением их в любом случае ждут арест и тюрьма. Особенно строги законы были к воздушным террористам в Советском Союзе.

При этом угонщики, зачастую понимая, что проиграли, предпочитали покончить с собой.

Знаковый в данном отношении случай произошел 5 сентября 1958 года. Пассажирский авиалайнер совершал обычный рейс по маршруту Ленинград - Таллин. На борту находилось 11 пассажиров, включая одного террориста.

В воздухе преступник через стюардессу передал командиру экипажа свои требования, записанные на листке бумаги с указанием места, куда террорист требовал направить самолет. Однако вместо этого пилот запер дверь кабины, доложил диспетчеру о случившемся и посадил воздушное судно в первом ближайшем аэропорту.

Террорист, поняв, что «прилетел», в нервном припадке начал взрывать бомбы, которыми угрожал пассажирам самолета и членам экипажа.

Закончилась эта история как трагикомедия. Все находившиеся в самолете люди были успешно эвакуированы, а террорист задохнулся в клубах дыма от взрыва собственных бомб.

ЗВОНОК ВЛАДИМИРУ ПУТИНУ

В истории отечественной авиации известны случаи, когда угоны самолетов совершались не ради побега в другую страну, получения выкупа за заложников или выдвижения политических требований, а с достаточно странными нелогичными целями.

В частности, 29 июля 2010 года некий Магомед Патиев захватил рейсовый самолет, следовавший в Москву из Кавказских Минеральных Вод. После того как воздушное судно со 105 пассажирами и 7 членами экипажа благополучно приземлилось в Домодедове, угонщик потребовал, чтобы его немедленно соединили с Владимиром Путиным. При этом, по словам преступника, он преследовал самые светлые цели. Террорист предполагал сообщить премьер-министру страны (этот пост в то время занимал В.В. Путин) о том, кто на самом деле является заказчиком терактов в московском метро, произошедших весной 2010 года.

Однако в реальности никакими сенсационными сведениями угонщик не располагал, это был просто психически больной человек.

КУДА ЛЕТЕТЬ, НЕ ЗНАЮ САМ…

Наверное, самый нелогичный угон пассажирского самолета произошел в нашей стране 22 января 2019 года.

Во время рейса из Сургута в Москву один из пассажиров поднялся со своего места и потребовал у экипажа изменить курс на Баку. При этом злоумышленник заявил, что вооружен пистолетом. Однако, подумав некоторое время, преступник, которым оказался житель Сургута 41-летний Павел Шаповалов, переменил свое решение, потребовав, чтобы самолет летел в Афганистан.

Понимая, что в салоне, скорее всего, находится не террорист, а просто психически больной человек, экипаж приземлился в аэропорту Ханты-Мансийска на дозаправку. В авиалайнер тут же проникла группа захвата, которая обезвредила угонщика.

Но на этом странности не закончились. Мужчина оказался трезв, не под действием наркотиков, а сообщение о пистолете было блефом. Следователи, привыкшие, что террористы обычно точно знают, куда хотят угнать самолет, были удивлены необычным поведением Павла Шаповалова. Правда, еще в полете он заявил, что имеет отношение к терактам в США 11 сентября 2001 года. Однако это заявление было, скорее всего, обманом, как и ложное сообщение о пистолете.

Ответом на причины, толкнувшие Павла Шаповалова на столь странный поступок, стала судебно-медицинская экспертиза. В ходе нее было установлено, что мужчина невменяем. Угонщика отправили на лечение в психиатрическую клинику закрытого типа.

Подготовил

Дмитрий Соколов

Фото: ТАСС,

Л. Поликашин/РИА «Новости»,

В. Астапкович/ТАСС

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.