США и Европа начинают новый этапэкономической войныс Россией. Под ударомможет оказатьсявесь банковский секторстраны, если нас отключатот системы SWIFT(см. нашу справку).
Список обсуждаемых на Западе новых мер экономического воздействия на Россию довольно обширен - от эмбарго наимпорт из России икры и водкидо запрета на поставку в нашустрану станков и спецматериалов. Но, пожалуй, наибольшиеиспытания ждут в случае обострения кризиса российскийфинансовый сектор.
По некоторым данным,правительство Великобритании уговаривает своихевропейскихпартнеров пополнить санкционныйсписок отключениемроссийскихбанков от системы SWIFT.Если предложение пройдет,наша страна будет окружена ещеболее плотным занавесом, чем пресловутыйжелезный.
Прецедент такого отключения есть: в 2012 году от SWIFTбыли отрезаны иранские банки - в наказание за отказ Тегерана закрыть свою ядернуюпрограмму. Нет, Иран не рухнул. Однако этим фактом егоуспехи, пожалуй, и исчерпываются: исламская республиканаходится в самом глубокомэкономическом кризисе с момента своего создания.
«Если Запад пойдет на то,чтобы отрезать Россию от системы международных межбанковских расчетов SWIFT,то это будет сильнейшим ударом для нее, - убежден главабританского инвестиционногофонда TheHermitageCapitalБилл Браудер. - В иранскомслучаечерез восемнадцать месяцевпосле отключенияот SWIFT и жесточайшего удара по иранскойфинансовой системе иранцысели за стол переговоров».
По мнению аналитиков немецкого журнала Der Spiegel,этот шаг парализовал бы всювнешнюю торговлю России:«В финансовом отношениистрана была бы практически изолирована». Впрочем,изоляция от внешнего мира- лишь часть проблемы: большая часть банковских транзакций внутри страны такжеосуществляется посредствомсистемы SWIFT. То есть если завтранас от неевнезапно отключат, то встране наступит настоящий финансовыйхаос. По крайней мере нато время, пока не будет найдена замена.
Отключение от SWIFT,«по существу, остановит взаиморасчеты», считает экс-глава ЦБ Виктор Геращенко.Начальник аналитическогоуправления банка БКФ Максим Осадчий более сдержан воценках, но и его прогноз врядли можно назвать оптимистичным: «Без SWIFT, конечно, можно жить. Это не убьетроссийскую банковскую систему, как, собственно, не убило и иранскую. Платежные поручения можно передаватькакими-то другими способами, дедовскими, - с помощьюбумажных документов, покаким-то другим каналам. Тоесть не катастрофа, но будеточень и очень неприятно. Прямо в каменный век попадем».
О серьезности угрозы свидетельствуют и лихорадочныеусилия российских властей, направленные на минимизациюпоследствий возможного отключения от SWIFT. Минфинразработал поправки в Закон«О платежной системе», повышающий ответственность«операторов услуг критичной инфраструктуры» с целью «минимизировать риски,связанные с осуществлениемопераций по обмену информацией о совершенных платежах». Речь в первую очередь,естественно, идет о SWIFT.Одновременно Минфином иЦБ подготовлен проект закона, обязывающий российские банки осуществлять внутрироссийские транзакции врамках российской системы,аналогичной SWIFT. Однакосамого аналога пока нет, и когда он появится - бог весть.
Большинство банкиров ифинансовых аналитиков скептично настроены по поводуперспектив «русской SWIFT».«Самопальная система» будет «хлипкой и ненадежной»,предсказывает тот же МаксимОсадчий. Кроме того, отмечают хором практически всеэксперты, появление отечественного аналога не решаетпроблему финансового взаимодействия России с внешниммиром. «К сожалению, на сегодняшний момент мы не видим стопроцентной альтернативы использованию SWIFT»,- констатирует вице-президентГазпромбанка Анна Окунева.
Наконец, надо учитывать,что даже создание «хлипкойсамопальной системы» всеравно потребует определенного времени. Есть ли оно у нас?Хочется верить, война санкций закончится до того, как вбой вступят орудия главногокалибра.
Андрей Владимиров
НАША СПРАВКА
SWIFT (Society for Worldwide Interbank Financial Telecommunications – сообщество всемирных межбанковских финансовых телекоммуникаций) - международная межбанковская система передачи информации и совершения платежей. Своего рода интернет для банков. В настоящее время участниками SWIFT являются более 10 500 организаций из 215 стран мира, в том числе свыше 600 российских банков. Штаб-квартира организации находится в Брюсселе, а все информационные потоки идут через три операционных центра, расположенных в Нидерландах, США и Швейцарии.