Слова Владимира Путина о том, что корпоративы в госкомпаниях должны проводиться не за счет бюджета, вызвали настоящую панику в рядах деятелей шоу-бизнеса. Их можно понять - рискуют остаться без львиной части доходов.
Артисты всегда ждали Нового года как манны небесной. В конце декабря можно было назначать любой гонорар - втрое, впятеро выше обычного. Из года в год рекорды устанавливались и были биты: 50 тысяч евро за 40-минутное выступление, 100, 200... В России, как известно, погулять любят и за ценой не постоят. Особенно за государственный счет. Однако теперь, похоже, новогоднему безумию приходит конец.
Слова президента стали недвусмысленным сигналом для представителей госкорпораций, которые обожают застолья в компании эстрадных звезд. «Жирные» вечеринки - уже заказанные, проплаченные - сейчас отменяются десятками, сотнями. Госучреждения будто соревнование устроили: кто быстрее отменит запланированный корпоратив. А к новому - второпях скроенному, на скорую руку слепленному - поющую братию уже и на пушечный выстрел не подпускают.
Эта ситуация расколола отечественный шоу-бизнес надвое. Большие звезды и их представители поспешили поддержать инициативу президента. Начинающие и малоизвестные - не скрывают своего отчаяния. «МН» представляет обе точки зрения. Первую отстаивает Иосиф Пригожин, муж и продюсер певицы Валерии, вторую - «папа российского шоубизнеса» Алексей Мускатин, который еще в конце 70-х организовывал подпольные концерты «Машины времени» и Высоцкого, а сейчас работает с артистами калибром поменьше.
ИОСИФ ПРИГОЖИН: «НЕ НАДО ПАНИКОВАТЬ»
- Дело не в артистах. Количество event-компаний, которые появились у нас за последние пять лет, превышает все допустимые нормы. И это уже просто никуда не годится, потому что люди, которые занимаются корпоративами, не имеют ничего общего ни с музыкой, ни с культурой, ни с креативом, ни с идеями. Они осуществляют посреднические услуги, а некоторые в том числе и с целью отмыва денег. Условно говоря: бюджет - 100 миллионов, тратится 10, 90 кладется кому-то в карман. То есть речь идет о борьбе с коррупцией - Владимир Владимирович отрезает все пути там, где возможны коррупционные схемы. И нам грех на это обижаться или жаловаться, ибо мы, деятели культуры, сами часто выступаем за борьбу с коррупцией. Так давайте будем последовательны.
Люди, которые заслужили быть на сцене, все равно на ней останутся, концертную деятельность никто не отменял. Вы знаете, я часто бываю на каких-то корпоративах, и мне порой стыдно на них находиться. Потому что одно дело, когда на сцену выходят «живые» музыканты, и совсем другое - если там появляется армия поющих девочек, поющих мальчиков, поющих «трусов». Когда выходят люди с фонограммой, записанной со сто пятидесятого дубля, это противоречит в принципе всем законам жанра.
Я считаю, что никакой паники здесь вообще быть не должно. Это проблема не артиста, и артистов она никак не касается. Больше всего это касается event-компаний, которые сидели на госбюджетах. А артист должен выходить на сцену и доказывать свою состоятельность. Все качественные артисты ездят на гастроли - Стас Михайлов, Григорий Лепс, Валерия, Кристина Орбакайте, Леонид Агутин... У Валерии, например, в ноябре было 23 концерта. Пусть эти мальчики-девочки попробуют собрать хотя бы один зал. Почему-то сегодня все забыли о понятии «профессионал». Каждый, кто должен сажать картошку, решил, что он может быть продюсером. Каждая шашлычная у нас стала кинокомпанией, каждый буфетчик - директором концертного зала. А та же Валерия - с четырех лет в профессии. И никакие запреты, никакие кризисы ей не страшны. Закончится, не дай бог, концертная деятельность - пойдет преподавать. Да еще и на курсы повышения квалификации поступит. Настоящий профессионал никогда не пропадет.
АЛЕКСЕЙ МУСКАТИН: «ЭТО СМЕРТИ ПОДОБНО»
- Больших артистов всегда заказывали богатые частные корпорации, они могли себе это позволить. Все остальные выступали в госкомпаниях. То есть теперь, получается, нужно закрыть все институты культуры, все музыкальные школы. Потому что каждый год выпускается большое количество артистов, им всем нужно где-то выступать. И если сейчас у них не будет площадки, где можно заработать деньги, они просто-напросто с голода помрут.
И так уже наша культура дискредитирована - то, что мы видим по телевизору, никому не нравится, все говорят: где же новые? А как новые могут появиться, если у них нет никакой надежды на то, что за свой труд они будут получать деньги. В артистических кругах есть старая поговорка: «Новый год год кормит». Они могли 5-10-15 выступлений сделать и купить себе, к примеру, концертные костюмы, записать какие-то новые песни... Большие артисты, кстати, тоже сейчас плачутся, потому что за последние пять дней отменилась масса корпоративов. А деньги уже были выделены, проплачены авансы. И кто сейчас будет возвращать эти деньги, как?.. Понятно, что как-то разрулят, но скандал уже разгорается, потому что многим из собственного кармана придется выкладывать, а артисты, тем более большие, возвращать деньги не любят.
Для моих же подопечных это нововведение по большому счету вообще смерти подобно. И так концертов мало, рассчитывали, как обычно, на Новый год, а теперь у меня за весь новогодний период будет всего лишь одно мероприятие, разумеется, частное. Госучреждения устраивало наше предложение: «Хорошо, качественно, красиво и недорого». А теперь мои молодые артисты, которые не часто светятся на ТВ, остались без заработков. Если проблема в коррупционной составляющей, значит, надо проверять те event-компании, через которые организации заказывают себе развлечения. Зачем же нужно у артистов отбирать их кусок хлеба, который и так маленький?
Дмитрий Мельман
Фото пресс-службы Президента России, Руслан Рощупкин, Википедиа, Fotobank