То, что можно было наблюдать невооруженным глазом, теперь подтверждает и статистика: россияне все реже ходят в магазины. Причины очевидны - галопирующая инфляция и снижающиеся доходы.
В январе обороты розничной торговли упали, по данным Росстата, по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 4,4%. Продовольственных товаров продано меньше на 5,5, непродовольственных - на 3,5%. Наибольший спад покупательской активности отмечен на розничных рынках и ярмарках - минус 7,1%. Но особенно сильное впечатление производит сравнение январских и декабрьских показателей. Такого провального января не было даже в кризисном 2009 году. Достаточно сказать, что в январе 2009-го продажи по сравнению с предыдущим месяцем упали на 27%. В январе 2015-го - на 33,6!
Что касается продовольствия, то больше всего в январе по сравнению с декабрем сократились продажи рыбы (минус 46,2%), свежих овощей (минус 42%), кондитерских изделий (минус 39,9%). Если говорить о непродовольственных товарах, то главными «пострадавшими» являются телевизоры (минус 74,6%), холодильники (минус 70,2), стиральные машины (минус 64,9) и автомобили (минус 59,7). Ну а лучше всего обстоят дела с торговлей бензином (минус 2%), лекарствами (минус 13,2), кожаной обувью (минус 15,8).
Российский рынок чем-то напоминает сегодня терпящий аварию воздушный шар: пытаясь спасти семейный бюджет, экипаж, покупатели, споро выбрасывает за борт потребительской корзины балласт - то, без чего, по его меркам, можно обойтись в повседневной жизни. Как видим, в категорию роскоши для многих россиян попали даже дары полей и огородов. И немудрено: свежие овощи - чемпионы российского инфляционного рейтинга. За год - с января 2014-го по январь 2015-го - они подорожали на 48,1%.
В то же время в кошельках россиян становится все более пусто: реальные располагаемые денежные доходы населения - то есть за вычетом обязательных платежей и с поправкой на рост потребительских цен - снизились в январе по сравнению с январем 2014-го на 0,8%. Согласно прогнозу Минэкономразвития (МЭР), в 2015 году реальные доходы сократятся на 6,3%, зарплаты - на 9,6.
«Сокращение доходов в совокупности со сжатием потребительского кредитования окажут сильное негативное влияние на потребительский спрос, - предрекают в Минэкономразвития. - Помимо этого сохранение геополитической напряженности и негативные последствия санкций и контрсанкций вынуждают население отказываться от приобретения многих видов товаров и необязательных услуг». Согласно прогнозу МЭР, объемы розничной торговли упадут в этом году на 8,2% (в пищевом сегменте - на 5,9%, в непродовольственном - на 10,2%).
И весьма вероятно, что эти оценки еще чересчур оптимистичны. По крайней мере на протяжении последних месяцев МЭРу неоднократно уже приходилось корректировать свои прогнозы, причем каждый раз во все более мрачную сторону.
Вопрос, что будет в связи с этим с самой торговлей, можно считать риторическим. Тенденция налицо уже сегодня: зайдите в любой торговый центр, и вы увидите множество опустевших торговых площадей. «Количество брендов и магазинов сокращается, - объясняет ситуацию директор департамента оценки аудиторско-консультационной группы «Развитие бизнес-систем» Максим Тищенко. - Часть сетей просто ушла с российского рынка. Часть сократила количество магазинов, чтобы остаться на минимальном уровне рентабельности». В наиболее плачевном состоянии находятся магазины, торгующие товарами премиум-класса. Арендодатели при этом очень неохотно идут на уступки, что, по мнению эксперта, грозит коллапсом всего рынка аренды торговой недвижимости. «Развитие ситуации может быть разным, - рассуждает Тищенко. - Договорятся о снижении аренды - выживут и торгово-развлекательные центры как формат, и магазины. Не смогут договориться - вспомним девяностые и Черкизон».
Бешеный рост цен заставляет вспомнить о лихих девяностых уже сегодня: в январе товары и услуги подорожали по сравнению с декабрем на 3,9%. В последний раз месячная инфляция взлетала так же высоко в феврале 1999-го (плюс 4,1%). Кстати, корень этого бедствия большинство экспертов видит не только и не столько в обрушении рубля, сколько в эмбарго на продовольственные товары. Воспользовались ситуацией и отечественные производители, взвинтив цены не менее западных.
Если эмбарго не отменят, а урожай будет плохим, то к концу года «нынешняя ситуация покажется цветочками», предупреждает Тищенко. Словом, чуть перефразируя старый анекдот, можно сказать, что мы покупаем, увы, сегодня меньше, чем вчера. Но зато намного больше, чем завтра.
Материал подготовил Андрей Владимиров