«Планируемый срок вступления в силу - 2014 год». Этим фактом, а точнее - прогнозом, официальная информация о готовящемся законе «Об особой экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополь», в сущности, пока и исчерпывается. В Госдуму он теперь попадет, вероятно, не раньше осени. Справедливости ради, впрочем, следует отметить, что грифа «совершенно секретно» на документе нет: основные положения проекта - по крайней мере, в его первоначальной версии - нам сегодня известны.
НОВЫЙ СТАТУС ПОЛУОСТРОВА
Начнем с целей. Как явствует из уведомления, размещенного на госпортале, сверхзадачей является обеспечение устойчивого экономического развития новых субъектов Федерации, которое, в свою очередь, предполагает ускоренное развитие высокотехнологичных производств, инфраструктуры, туризма и санаторно-курортной сферы. Добиться этого планируется «установлением более благоприятных, чем общеустановленные на территории РФ, условий осуществления предпринимательской деятельности». На реализацию отводится полвека. Отменен он может быть только в одном случае - если в России, не дай бог, будет введено военное или чрезвычайное положение. Да и то если война или ЧП продлятся дольше трех месяцев.
Стать резидентом особой экономической зоны (ОЭЗ) можно будет двумя способами. Первый: предприниматель обязуется инвестировать в экономику региона не менее 150 миллионов рублей в течение ближайших трех лет и, естественно, выполняет обещание. Бизнес такого резидента должен располагаться на полуострове, а штат сотрудников состоять по меньшей мере из 10 человек. Не забыты, кстати, и представители азартного бизнеса, которым вот-вот будут открыты ворота в Крым: проект закона, добавляющего к нынешним четырем разрешенным в России зонам пятый, крымский, элемент, принят недавно в первом чтении.
Речь идет, по сути, об интеграции двух зон - особой экономической и игровой. Игроманам будет отведена небольшая часть Республики Крым, а у Севастополя и вовсе нет шансов вкусить славы Лас-Вегаса: он за бортом списка азартных субъектов. Владельцам казино входной билет обойдется значительно дороже - минимум 500 миллионов рублей. Но это первый, инвестиционный вариант.
Второй вариант рассчитан на «летунов», известных также как портфельные инвесторы. Им придется раскошелиться на те же 150 миллионов, однако это будут уже не капитальные вложения, которые при наличии умения и везения можно не только вернуть, но и преумножить, а невозвратный регистрационный сбор. Рассрочка, впрочем, возможна и при таком сценарии.
Резиденты как «капитальные», так и «портфельные» освобождаются на все время деятельности ОЭЗ от уплаты земельного и транспортного налогов, налога на имущество. И на время - от налога на прибыль. Что касается последнего оброка, то через десять лет с момента регистрации в качестве резидента частично вернется налог на прибыль - в той части, которая подлежит уплате в региональный бюджет. Но и здесь предусмотрено значительное послабление: будет применяться ставка 10% (обычная составляет сегодня 18%).
Мало того, резиденты ОЭЗ смогут пользоваться налоговыми скидками и в других регионах России при условии осуществления ими в этих регионах инвестиций. Преференции выразятся опять-таки в снижении до 10% региональной части налога на прибыль.
Есть и ряд других новаций, делающих налоговые каникулы еще более беззаботными. А на десерт федеральный бюджет берет на себя львиную - близкую, по-видимому, к 100% - долю расходов на создание подобающей инфраструктуры.
НАША СПРАВКА
Хронология создания отечественных офшоров начинает свой отсчет с конца 1980-х. На излете перестройки правительством СССР была разработана концепция свободных экономических зон, главной задачей которых было соединение советских технологий с иностранным капиталом. Льготы предусматривались лишь в отношении предприятий с зарубежным участием. Однако в процессе суверенизации соответствующие полномочия были переданы на республиканский уровень и приоритеты резко поменялись: рыночные оазисы рассматривались прежде всего как способ борьбы с административно-командной системой. Летом 1990 года Верховный Совет РСФСР утвердил предложения 11 региональных советов об объявлении их территорий зонами свободного предпринимательства. Пример оказался заразительным: к концу 1991-го число «островков капитализма» достигло полутора сотен. Но с началом гайдаровских реформ выборочная либерализация потеряла смысл. Прежние зоны прекратили существование - сначала де-факто, а потом и де-юре. В истории ОЭЗ началась новая глава, эпиграфом к которой можно предпослать ленинский призыв «Лучше меньше, да лучше». Правда, финал этого этапа тоже трудно назвать хеппи-эндом. Из ОЭЗ, возникших в лихие 90-е, до наших дней дожили лишь две - калининградская и магаданская. А одна из тех, что почили в бозе, - специальная экономическая зона «Ингушетия» - вошла в экономическую историю страны как классическая «налоговая дыра». Как пример того, каким не должен быть внутренний офшор, если, конечно, в планы его создателей не входит разорение государства.
ДЕМАРШ НЕСОГЛАСНЫХ
Казалось бы, о чем тут еще мечтать? Но вот свежие новости из города русских моряков. Выступая на сессии севастопольского Законодательного собрания, и. о. губернатора Сергей Меняйло высказался по поводу первоначального варианта законопроекта об ОЭЗ предельно ясно: «Он нас не устраивает». «Мы» - это Севастополь и Симферополь, Республика Крым. По словам Меняйло, оба субъекта «совместно подали свое видение» в Москву. Итог челобитной, по версии городского головы, положительный.
По имеющейся информации, претензии крымских властей к законопроекту весьма схожи с теми, что высказывают в «Деловой России» - союзе предпринимателей, работающих в основном в несырьевых секторах экономики. По мнению сопредседателя организации Андрея Назарова, цена входного билета, 150 миллионов рублей, непомерно высока. Она оставляет за бортом ОЭЗ множество предпринимателей, готовых вкладываться в развитие Крыма, но не имеющих на старте такой суммы. В «Деловой России» предлагают пойти по пути дифференциации: для малого предприятия установить планку в 20 миллионов рублей, для среднего - 70, для крупного - нынешние 150 миллионов.
Почему этот момент так волнует региональные власти, понятно. Предприниматели, готовые вкладываться в развитие Крыма, но не готовые платить 150 миллионов за регистрацию, - это, собственно, и есть крымский бизнес. Как минимум 99,9% его. Если принять закон в его сегодняшнем виде, число предпринимателей, имеющих местные корни, и соответственно тех, кому они дают работу, мягко говоря, сильно сократится. Не выдержать полуостровитянам конкуренции со своими более богатыми и бойкими соотечественниками с «материка».
Кстати, уже сегодня в адрес крымских руководителей все чаще звучат обвинения в том, что те, мол, умышленно «сдают» местный бизнес. «Сергей Меняйло - агент спецслужб, работающий под прикрытием?» - вопрошает, к примеру, заголовок, встреченный на портале «Новости Севастополя». Речь в материале идет об инициированных главой региона поправках в местное налоговое законодательство. И ответ у автора статьи готов: «Команда и. о. губернатора подготавливает почву для захода на наш рынок крупных российских торговых сетей».
Есть в проекте и еще один малоприятный для крымчан камушек. Развитие инфраструктуры, необходимой для надлежащего обустройства ОЭЗ, требует не только денег, но и места. Расчищать жизненное пространство предлагается примерно таким же способом, как в Сочи или на территории Новой Москвы: либо собственник расстается с землицей-матушкой добровольно, либо ее изымают в судебном порядке. Для нас этот перманентный «черный передел» давно стал обыденным, но крымчан он с непривычки вполне может шокировать.
Короче говоря, семь раз отмерь - один отрежь. Впрочем, даже идеально выверенный и сбалансированный закон - отнюдь не панацея, способная враз избавить полуостров от громадья нынешних экономических недугов. А по мнению некоторых скептично настроенных экспертов, эффект вообще может оказаться нулевым. И определенная сермяжная правда в таких рассуждениях присутствует.
Вряд ли авторы закона ставят своей целью «переманить» в Крым инвесторов, вкладывающихся в иные регионы России. Лишних денег сегодня в стране нет. Главный расчет, как нетрудно догадаться, делается на иностранцев и тех не вполне патриотично настроенных сограждан, которые предпочитают хранить нажитое непосильным трудом в заграничных офшорах. Но в то, что заграничные инвесторы предпочтут тихим налоговым гаваням не на шутку разбушевавшееся Черное море, на берегах коего идет все более полномасштабная гражданская война, верится, откровенно говоря, с большим трудом. Сколько бы ни низки были налоги в нашей новой особой экономической зоне.
КСТАТИ
В России действуют 30 особых экономических зон, резидентами которых являются около 600 компаний.
Так, в Калининградской (1996 год) и Магаданской (1999 год) областях зоны созданы специальными отдельными законодательными актами.
Деятельность остальных 28 регламентируется Законом «Об особых экономических зонах», принятом в 2005 году:
6 промышленно-производственных ОЭЗ, расположенных на территориях Липецкой, Самарской, Свердловской, Псковской, Калужской областей и Республики Татарстан;
6 технико-внедренческих - Москва (Зеленоград), Санкт-Петербург, Дубна (Московская область), Томск, Верхнеуслонский и Лаишевский районы Татарстана;
13 туристско-рекреационных - Республика Алтай, Алтайский край, Бурятия, Иркутская область, Приморский край, Карачаево-Черкесия, Краснодарский край, Кабардино-Балкария, Северная Осетия, Дагестан, Ингушетия, Ставропольский край, Чеченская Республика;
3 портовые - Ульяновская область, Хабаровский край, Мурманск.
По данным государственной компании ОАО «ОЭЗ», управляющей 28 вышеперечисленными зонами, за 2013 год их резиденты инвестировали 30,2 млрд рублей. Общий объем частных инвестиций достиг на начало текущего года 99,5 млрд рублей. Правда, государство истратило на развитие ОЭЗ еще больше - 122 млрд.
Андрей Владимиров