Новости экономики и финансов
3615 | 0

Сколько отпущено Сколкову?

Правительство рассматривает возможность ликвидации Роснано и Сколково. Как выразился премьер Дмитрий Медведев, «система поддержки инноваций далека от совершенства». Хотя только на развитие технопарка «Сколково» до 2020 года было запланировано потратить из разных источников 502 млрд рублей.

Сколько отпущено Сколкову?
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Пока на территории инновационного центра построены только два здания - «Гиперкуб» и «Матрешка». Кроме строительства деньги были затрачены на ежегодные мероприятия - форумы, панельные дискуссии, когда участники открыто обсуждают проблемы с экспертами, и так далее.

В 2010 году, напомним, был принят закон о Сколкове. Он освобождал предприятия на его территории почти от всех налогов. Правда, пользоваться такими льготами могли только предприятия с запатентованной интеллектуальной собственностью. Это серьезно сузило инновационную работу Сколкова: для молодых умов и стартапов, пробивающих себе дорогу в этой сфере и еще не имеющих патентов, путь сюда был закрыт.

За четыре года своей работы фонд «Сколково» одобрил 150 грантов на сумму 9,9 млрд рублей. Но еще в 2013 году грантодателем заинтересовалась Счетная палата РФ. В ходе проверки выяснилось, что за три года на инноград было выделено более 55 млрд рублей, но использовано только 24 млрд. Аудиторы отметили раздутые зарплаты и штаты и заявили о растрате бюджетных средств.

Претензии в том же году возникли и к Роснано, еще одному инновационному российскому детищу. В итоге топ-менеджеры компании оказались под следствием. Кстати говоря, не успел председатель правления Роснано Анатолий Чубайс на последнем новогоднем корпоративе громогласно заявить, что «у нас очень много денег», как уже в январе в Новосибирской области арбитражный суд признал банкротом ООО «Энергетические решения», ранее «Лиотех» («Литий-ионные технологии»), предприятие, управляющее заводом по производству аккумуляторов корпорации «Роснано».

По итогам 2014 года Россия заняла лишь 49-е место в рейтинге инновационных стран мира The Global Innovation Index, который ежегодно готовят Международная бизнес-школа INSEAD, Корнелльский университет и Всемирная организация интеллектуальной собственности. Когда Россия создавала Сколково, то наши власти сравнивали проект с Кремниевой долиной и индийским технопарком «Бангалор». Но забыли сообщить, что Кремниевая долина росла несколько десятилетий, а Бангалор все инновации, развивающиеся на его территории, фактически отправлял на экспорт. По сути, Бангалор стал каналом для утечки мозгов из Индии. Наша инновационная инфраструктура, как говорят эксперты, строится как раз по индийской модели.

«Для развития этой сферы нужен спрос на инновации, - поясняет Наталья Москалева, экономист, маркетолог, руководитель агентства NVM business consulting. - Но наша экономическая модель не заточена под инновационный прорыв. Основная конкуренция в России между крупными компаниями, как это ни странно звучит, разворачивается не на потребительском поле и не на поле новых инновационных технологий. Основная конкуренция - это доступ к государственным ресурсам и заказам для получения высокой маржинальной наценки. И пока эта ситуация на рынке продолжается, ни о каком спросе на инновации говорить не приходится».

Эксперт отмечает, что площади проекта использовались явно нерационально. И никто, похоже, не просчитывал риски. «Например, проект бизнес-школы «Сколково» в своем первоначальном замысле по стратегии McKinsey был весьма амбициозен и ориентировался на двадцать лучших мировых бизнес-школ, - говорит Москалева. - Кстати, и по цене обучения также. Но кто учитывал негативный опыт новых бизнес-школ в других странах? Например, в Малайзии, Индии. А ведь они потерпели фиаско, хотя задумывались как глобальные национальные проекты».

С этим соглашается и экономист Никита Масленников, ведущий эксперт Института современного развития. Ошибка, полагает он, была в том, что руководство страны решило сосредоточить развитие инноваций в одном месте и даже дало этому месту преференции: «А надо было продвигаться широким фронтом. Нужно было создавать подобные центры на основе крупных университетских центров по России, привлечь их опыт и знания».

Но если оценивать Сколково не с точки зрения оправдавшихся ожиданий, а с позиций сделанного, то нельзя сказать, что результат нулевой, считает Никита Масленников: «Создан учебный центр, образовательная составляющая состоялась. Она продвинутая, эффективная, востребованная и начинает применяться в системе высшего образования и в прикладных дисциплинах. И собственная инновационная деятельность дала эффект, например: найдены удачные решения в нефтегазопереработке, Сколково стало признанным центром по прогнозированию нефтегазового рынка. Есть прорывные решения в биотехнологиях, в медицине...»

Закрыть этот проект будет нерационально, убежден эксперт: «Важны уроки Сколкова. Кремниевая долина создавалась не одним проектом, а средой. Если это тренд, то надо его развивать, это создаст среду для бизнесов. И она уже развивается: Москва, Подмосковье, Омск, Новосибирск, остров Русский... Нельзя стоять, зайдя в воду по шею: либо выходите назад, либо плывите вперед. Выходить уже поздно, надо плыть».

Марина Лепина

Фото ТАСС/С.Савастьянов

 

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.