Новости экономики и финансов
4007 | 0

Скачок цен на бензин: кому выгодно?

Скачок цен на бензин: кому выгодно?
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Топливо в России дорожает постоянно и по любому поводу: выросла цена на нефть - бензин подорожал, упала цена - все равно подорожал. Однако с начала июля на топливном рынке произошел беспрецедентный скачок - оптовые цены на бензин за месяц увеличились на 20%. За ними потянулась и розница.

Эксперты рынка объясняют ценовой рекорд тем, что бензин активно вывозят из страны. Его банально не хватает. Дошло до того, что топливные компании направляют петиции с просьбой ограничить экспорт.

«Почему вырос экспорт автомобильного топлива - продавать его за границей стало выгоднее, чем в России, - объясняет исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко. - По этой же причине белорусские компании покинули наш рынок и стали торговать в Европе. Вторая причина - снижение производства: некоторые НПЗ обновляли технологии и сбавили объемы выпуска топлива. В итоге предложение резко снизилось - цены пошли вверх. К тому же вырос акциз на бензин. Розничная цена будет зависеть от условий в каждом регионе. Если уровень конкуренции там высок, то компании не смогут сильно задрать цену. Еще один фактор - потребительская возможность. Если в небогатых регионах сильно поднять стоимость бензина, люди станут меньше его покупать». Но пока автомобилистам деваться некуда: будут платить столько, сколько запросят заправки.

По данным Российского топливного союза, такого резкого подорожания не было за всю историю России. В некоторых регионах спрос превышает предложение на 200-300%. На волне всеобщей паники АЗС меняют ценники гораздо быстрее, чем этого требует реальная ситуация. «Цифры не обусловлены реальными рыночными причинами, - уверен аналитик рынка Андрей Гордеев. - Нынешний рост явно избыточен. Определенное подорожание, правда, было прогнозируемо из-за повышения акцизов. Подорожание бензина на АЗС продолжится. При этом, учитывая нынешнюю динамику, можно прогнозировать рост цены на литр бензина на несколько рублей до конца года. В первую очередь речь о 92-м и 95-м».

Проблема в том, что цены всех товаров первого потребления зависят от стоимости горючки. Например, почти половина себестоимости буханки хлеба приходится на стоимость бензина. Так что рост цен на топливо запустит волну подорожаний во всех сегментах производства.

Может ли правительство заморозить цены в рознице? Может, но не захочет. Независимые АЗС будут банкротиться - на рынке начнется еще большая паника.

Не исключено, что уже к концу года России самой придется закупать топливо за границей. Правда, у кого - непонятно. В нефтедобывающей Норвегии литр Аи-95 стоит 80 рублей в пересчете на наши деньги, в Нидерландах - 74, в Италии - 72, в Австрии - 57. Остается только Беларусь, запасов которой вряд ли хватит на такого большого соседа.

Пока же за Аи-95 автомобилисты в Москве в среднем платят 31,38 рубля, но на некоторых бензоколонках ценники подросли до 33-35 рублей. К новогодним праздникам лишние копейки к цене бензина добавят и новые экологические стандарты. Три-четыре процента в стоимости горючего набегут за счет уже состоявшегося запрета экологического стандарта «Евро-2» и перехода на «Евро-3», а также постепенного внедрения «Евро-4» и «Евро-5», которые все строже подходят к качеству топлива. Для крупных компаний это новый повод поднять цены. Переход на топливо более высоких экологических классов уменьшит планируемые поступления акцизов в бюджет. Компенсировать выпадающие доходы Минфин сможет только одним способом - вновь повысить акцизы в следующем году. Замкнутый круг.

Спасти положение может только одна мера, активно применяемая во всем мире, - социальные дотации на бензин. Даже в нефтедобывающих странах - Иране, Венесуэле, Эмиратах, Саудовской Аравии - существуют различные послабления для граждан - от субсидий до талонов. Однако вряд ли такой аттракцион щедрости возможен у нас.

«В нашей стране нет сформированной денежной системы, - рассказал «МН» экономист Михаил Хазин. - Все компании и банки привязаны к доллару. А наше правительство, чтобы выполнить предвыборные обещания президента, фактически устроило дефолт. У всех компаний, в том числе и нефтяных, упали доходы в долларах. Что они будут делать? Как компенсировать убытки? Правильно - повышать цены на продукт. Поэтому рост цен на бензин - прямое следствие девальвации. По моим прогнозам, девальвация будет еще на 10-15%, значит, на те же проценты вырастут цены на бензин. Все закономерно».

Екатерина Люльчак

Фото Т. Павловой

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.