Новости экономики и финансов
6174 | 0

С нового года банковские карты привяжут к телефону или заблокируют

С нового года банковские карты привяжут к телефону или заблокируют
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

С 1 января 2014 года вступают в силу поправки к закону «О национальной платежной системе». Теперь банки будут обязаны информировать клиента о каждой операции с его счетом. Но всегда ли это хорошо для клиентов?

Банки с нового года обязаны уведомлять клиента о любой трансакции с помощью sms. Если же банк этого не делает, то он в случае, например, несанкционированного снятия денег со счета несет ответственность в размере всей суммы операции. Но вот какая незадача: занести в базу номера телефонов всех клиентов многие банки пока не успели. Поэтому часть карт решено... заблокировать.

«Блокировать банковские карты - это произвол, - считает председатель правления Общества защиты прав потребителей услуг связи и инфокоммуникаций Алексей Самохвалов. - Почти нигде в мире закон не обязывает банки информировать клиента о каждой совершенной по карте операции. В большинстве стран ЕС раз в месяц клиенту просто посылают информацию о состоянии счетов почтой - представьте, такой анахронизм. Поправки в закон защищают не клиентов, а банки. По сути, закон снимает с них всякую ответственность».

Действительно, если клиент не согласен с операцией по его счету, то по новому закону он должен отправить в банк сообщение не позднее следующего рабочего дня. В противном случае деньги, незаконно списанные с его счета, банком возвращены не будут.

При этом закон не требует гарантий, что информация о сделке дошла до клиента. Прочитал sms человек или не прочитал - за все эти мелочи банк уже не несет никакой ответственности. По мнению банкиров, это позволит не допустить злоупотреблений со стороны клиентов.

«Пенсионерам навязали карты, - говорит Алексей Самохвалов. - А как они теперь будут эти рассылки читать? Многие пенсионеры читать sms не умеют, кто-то вообще не пользуется мобильным телефоном и, кстати, по закону его иметь не обязан. Многие отключают функцию приема sms-сообщений, так как приходит много спама. Кто-то покупает новую сим-карту, а старую выбрасывает. И вот теперь по новому закону оказывается, что все эти люди, обнаружив через месяц, что у них с банковской карточки украли деньги, не имеют вообще никаких прав на компенсацию!»

Рассылка sms или писем, на которую клиент банка не давал согласия, противоречит закону о защите прав потребителей. Это не что иное, как навязывание услуги со стороны банка. То есть получается, что один закон противоречит другому.

Тем временем в банках уже придумывают разные хитрые ходы кроме блокировки карт, как заставить клиента прийти в отделение и зарегистрировать свой телефонный номер. Некоторые банки сообщили о том, что в декабре собираются отключить клиентам часть карточных функций, например платежи в интернете или возможность рассчитываться карточкой в магазине.

Так что если ваша карточка вдруг оказалась неактивной - не удивляйтесь. Ваш банк ждет вас с распростертыми объятиями. По словам эксперта, наши банки теперь будут сильно отличаться от европейских: «Нигде за рубежом нет такого, чтобы заблокировали счет из-за того, что банк не знает, куда послать sms».

«Недавно я переводил деньги через крупнейший государственный банк, - рассказывает Алексей Самохвалов. - Сзади, конечно, очередь, все дергают, и вот, когда меня в очередной раз дернули, я неправильно ввел одну цифру. Я об этом банку заявил моментально! Ошибочно поступили деньги на счет - их могли тут же с этого счета снять. Однако оказалось, что банку лень что-то делать. Банки у нас привыкли работать тяп-ляп. В итоге деньги до сих пор не возращены - как говорит банк, вы сами виноваты, что ввели неправильную цифру».

Алексей Самохвалов советует: если у вас банк заблокировал карточку, вы можете подать в суд. Если вы не желаете получать sms - тоже идите в суд. Часто это срабатывает.

Аделаида Сигида

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.